Опубликовано
11.03.2020, 06:40Несмотря на все заверения Национального банка о том, что у регулятора достаточно резервов для того, чтобы сдержать курс сома от резких скачков, рост доллара по отношению к национальной валюте составил 4.5%, евро — 6.65%, в то же время рубль обвалился на 6.24%, тенге тоже упал, но пока худо-бедно держит позиции.
Надо отметить, что обменки и коммерческие банки до последнего держали курс доллара на уровне 69.9 сома. Как сообщили собственные источники «Акчабара», за день до скачка курса регулятор собрал руководство банков и обменных бюро и дал команду не спекулировать и держать курс не выше озвученных пределов. Однако позже Национальный банк вышел на валютный рынок с интервенцией и продавал доллар по 72.9 сома.
О том, почему регулятор не сдержал курс сома, как обещал, и вернется ли курс доллара в привычные нам пределы, «Акчабар» поговорил с Улуком Кыдырбаевым, основателем аналитического центра «БизЭксперт».
— Во-первых, не стоит паниковать. Она не очень полезна для рынка валют, потому что стираются грани объективности. Так как уже действуют не правила рынка, а правила страха. К сожалению, это тяжело остановить. Я думаю, что информацию нужно доносить так, что, по крайней мере, сейчас это волатильность курса — это реакция на сделку ОПЕК, снижение цены на баррель и обвал российского рубля. Все это не могло нас не задеть.
— Мы были свидетелями того, что наш курс сома был стабилен благодаря Нацбанку. Регулятор принимал все меры для смягчения. В этот раз я считаю, что есть очень много факторов, которые, наверное, повлияли на решение Национального банка не держать сильно курс.
У нас много обязательств, и НБ КР лучше всех знает, что не может полностью удерживать курс за счет золотовалютного резерва. В связи с чем, думаю, была проведена беседа с руководителями комбанков не добавлять масла в огонь. Наша экономика связана с экономиками Казахстана и России. Те, кто занимаются профессионально валютой, могли на этом сыграть. Мы не могли этого допустить. Я думаю, Национальный банк принял решение, дал банкам опустить немного курс, чтобы не уходит в минус самим.
Цена за удержание стабильного курса сома очень высока. Во-первых, сом становится дороже рубля, что приведет к спекуляциям. Это очень опасная штука, нельзя никому позволить пользоваться нашим валютным рынком, где курс был достаточно стабильным в последние годы. Смягчение резких скачков курса валют всегда бьет по нашему золотовалютному резерву. Нужно всем понимать, что Нацбанку стоит определенных денег, чтобы удерживать обменный курс доллара на уровне 69.9, несмотря на региональные экономические катаклизмы, так что за стабильность «кто-то» платит.
Регулятор, каждый раз сталкиваясь с вызовами, принимает решения основываясь на аналитических данных рынка и новостях, поступающих от соседей. В частности, нужно принимать в учет те меры, которые предпринимают Центральные банки России и Казахстана для поддержания/смягчения курса.
— Сейчас уже рубль укрепился немного, уже ниже 71 рубля за 1 доллар США. Но опять же, потому что произошел отскок цены на нефть с $30 до $36 за баррель. Все зависит, договорится ли Россия. Конечно, это самый оптимистичный план, но даже ему будет предшествовать определенный процесс восстановления. Другой вопрос, что будет, если этого не случится. Как дальше поведут себя цены на фьючерсы на нефть, Саудовская Аравия что будет делать дальше, они уже заявили о намерении нарастить добычу, и этому могут последовать другие страны экспортеры нефти, как следствие, ее снижению. Кроме того, СА уже объявила о сделках по нефти со скидкой.
Идет цепная реакция, и мы не знаем, пойдет она дальше или нет, как это ударит по ценам на нефть, экономике нашего основного партнера, их валюте и что будет с нашей экономикой. Не хочу рисовать картину, но сегодня уже ничего от нас не зависит.