Опубликовано
15.03.2019, 05:58Кто из нас не знает такие компании, как Alibaba и Amazon? Практически все. И пусть мы даже ни разу не купили там ничего и, может, даже не заходили на эти сайты, но многие из нас знают точно, что это торговые гиганты, которые сейчас входят в десятку самых дорогих фирм мира.
А знаете ли вы, что в Кыргызстане создали электронную торговую площадку, которая может стать центральноазиатским прототипом Amazon? У этой компании есть хорошие возможности развить электронную коммерцию не только в республике, но и во всем регионе.
Я познакомилась с компанией Qoovee и ее основателем Туратом Булембаевым года три назад. Тогда проект только создавался, и было не совсем понятно, каким он будет. Теперь по прошествии трех лет Qoovee стал площадкой для бизнеса, которая объединила 21 тысячу экспортеров из 50 стран и дала кыргызским экспортерам возможность выходить на новые рынки.
В сегодняшней беседе с главой компании Туратом Булембаевым мы поговорили об электронной коммерции в Кыргызстане, проблемах экспортеров и получили ответ на вопрос, почему государству нужны сильные бренды.
- Рынок электронной коммерции сам по себе в Кыргызстане очень маленький, это по большей части определяется проникновением технологий среди населения. Если судить, что было тогда и сейчас, то у людей появилось осознание того, что надо продвигаться через Интернет. Это мы ощущаем на себе, потому что за несколько лет на нашей платформе зарегистрировано около 1.5 тысячи кыргызских поставщиков.
[article 240]
- Да, это все экспортеры, по большей части это крупные фабрики. Даже поставщики старой закалки, которые раньше сидели на «Дордое» и не знали, как продвигаться, сейчас сами хотят, чтобы мы им помогли. В целом осознание того, что нужно продвигаться через электронную коммерцию, выросло.
- На нашей площадке сейчас 50 стран. 60% активных из них – это рынок СНГ, государства постсоветсткого пространства, остальные – это Ближний Восток, Турция, ОАЭ, Бангладеш, Южная Азия, Юго-Восточная Азия. Нашим экспортерам нужно было ездить в эти страны, налаживать связи, находить рынки сбыта. Ехать куда-то дальше России им было дорого и страшно. Эта проблема у них решилась благодаря электронной коммерции. Выход в онлайн даст сокращение издержек для продвижения малого и среднего бизнеса. Многим нашим поставщикам не интересен внутренний рынок. Если они производят 1 млн футболок, на внутреннем рынке такой объем не сбыть. Им нужны Россия, Европа и другие крупные рынки.
- Вначале мы встречались и лично завлекали около тысячи компаний, остальные 20 тысяч пришли к нам онлайн. Сейчас мы не делаем физических встреч с каждым поставщиком, чтобы уговорить прийти к нам на платформу. Они идут к нам сами.
[article 232]
- Одежда. У текстильной отрасли огромный потенциал. Преимущество кыргызской текстильной отрасли заключается в том, что республика может производить хорошие и востребованные модели. Рынок Ближнего Востока насчитывает около 280 млн человек, это огромный рынок, который мы можем завоевать не только одеждой, но и продуктами питания. Людей там много, а производят они мало. Туда можно экспортировать огромные объемы различной продукции.
Если вернуться к одежде made in KG, то по России спрос очень хороший. Однако нам нужно создать такой бренд, который будет рекламировать нашу страну и создаст образ того, что made in KG – это круто. Сейчас отношение самих кыргызстанцев к отечественному производителю оценивается очень низко. Слово «самопошив» у нас негативно воспринимается. Многие кыргызские производители на нашу одежду клеят бирку made in Turkey и отправляют в Россию. Нам нужно менять отношение к местной продукции.
- Трудность в том, что наши бизнесмены зацикливаются на одном. Мы привыкли экспортировать в Россию и Казахстан, и на этом все. А рядом есть рынок Узбекистана с населением 32 млн. Кстати, там очень любят кыргызский текстиль. Они приезжают на «Дордой» и оптом закупают здесь товары. Преимущество текстильной отрасли в том, что у нас дизайн интереснее, моднее и современнее. Узбекские девушки очень любят наши вещи. Если серьезно выйти на рынок Узбекистана, то он спокойно может перекрыть объемы поставок в Казахстан.
Кроме того, как я уже говорил, большие возможности открываются на Ближнем Востоке и в других странах СНГ. Кстати, мы уже подписываем соглашение с Министерством экономики ОАЭ. Qoovee – первая и единственная пока онлайн-площадка, которая от СНГ будет заключать такое соглашение по электронной коммерции. Наша площадка будет неким мостом между Ближним Востоком и СНГ.
Еще одной проблемой является то, что слабо развит страновой маркетинг. В Кыргызстане делают акцент на цифровизацию, думая, что это панацея от всех проблем. Я считаю, что нужно развивать маркетинг и думать, как продать товар на большом рынке.
[article 229]
- Трудностей много: это в первую очередь языковой барьер. Мало кто из поставщиков хорошо знает английский язык. Но эту проблему мы тоже помогали решать, предоставляли людей, которые помогали с переводом, чтобы бизнес мог договориться. Однако самая главная трудность – это неверие в себя.
- Мед. За границей, к примеру, в Арабских Эмиратах, наш мед стоит около 9 тысяч сомов за килограмм, а у нас он стоит 500 сомов. Второй пример – это мясо. Два раза в неделю самолет улетает из Алматы в Эмираты, груженный мясом. Еженедельно 200 тонн мяса уходит из Казахстана в Эмираты. Еще один продукт – это яблоки. В странах Ближнего Востока эти яблоки безвкусные. Кыргызстан тоже может наладить эти поставки.
- Первое, что я рекомендую экспортерам, – проверить спрос. Нужно найти хорошие маркетплейсы, зарегистрироваться там, выложить фотографию, описание товара. Чем больше объявлений, тем больше возможных заказов. Это если иметь точку в одном торговом центре или открыть целую сеть во всех торговых центрах. Один маркетплейс может быть силен в Турции, другой – в странах СНГ, третий – в арабских государствах. Поэтому чем больше вы размещаетесь, тем больше шансов получить много хороших заказов. Расходы на эти размещения минимальны. Но если вы хотите серьезно продвигаться, то в это нужно инвестировать.
Многие экспортеры боятся того, что заявят о себе, а когда получат большой заказ, у них не хватит объема его перекрыть. Это не проблема. Можно сказать, что у вас очень много заявок, и попросить подождать пару дней. На вас будет еще больший спрос.
- Чтобы продавать готовую продукцию, нужно создать свой бренд и раскручивать его. А бренд – это ответственность. Бренд – это имя, которое можно потерять, если изготавливать некачественную продукцию. Чем меньше ты берешь ответственности, тем меньше ты получаешь. Нужно уметь брать ее на себя и осваивать те области и рынки, где вы плохо разбираетесь.
[article 228]
- Есть еще один наш проект Global Online Expo. Объясню на примере футбола. Есть чемпионаты, которые проводятся ежегодно. А есть чемпионат мира, который проходит каждые четыре года. Qoovee – это круглогодичная онлайн-площадка, на которой каждый день поставщики и клиенты могут проводить сделки. Суть Global Online Expo в том, чтобы стать своеобразной всемирной онлайн-выставкой, благодаря которой можно не только продвинуть товар, но и продвигать саму страну. Одним кликом можно узнать, какой товар производит то или иное государство и чем оно славится. У каждой страны будет своя страничка, где будет представлен весь торговый, и не только, потенциал.
- Да. Мы планируем провести первую онлайн-выставку в 2020 году, и она продлится сто дней. Каждому государству будет выделяться один день. К примеру, какой-нибудь из дней будет днем Кыргызстана, и в этот день все участники онлайн-площадки будут узнавать об этой стране. Мы будем создавать такой тренд, что участие в выставке – это очень престижно. Моя задача – покорить другие государства, тем самым я прославляю Кыргызстан.