Опубликовано
04.10.2024, 14:53На бишкекских рынках в прошлом месяце наблюдался скачок цен на мясо. Согласно информации Министерства сельского хозяйства, средняя цена за прошлый месяц составляла 650—700 сомов за килограмм. Тем не менее многие граждане жаловались на сумму выше названной. По данным ветеринарной службы при Министерстве водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, после предпринятых ими оперативных мер цены на мясо начали стабилизироваться — 600—650 сомов.
Первый фактор, бросающийся в глаза, — это цены на корма. Так, средний тюк сена в Чуйской области варьируется в районе 180—220 сомов — это ниже,чем в прошлом году. Из-за проблем полива орошаемых земель цена за тюк сена в 2023 году доходила до 300—320 сомов. Кроме того, стоимость кукурузы, которую также используют в качестве корма, на сегодня ниже, чем в прошлом году.
Если в октябре прошлого года цена на кукурузу составляла 11 сомов за килограмм, то сейчас — 8 сомов. Проблем с поливной водой в этом году не наблюдалось, сравнительно с прошлым и позапрошлым годами, отсюда и цены на корм более приемлемые. Соответственно, это вряд ли может быть причиной повышения цен на мясо.
Второй фактор, который также способен влиять на цену мяса, может быть связан с перевозкой продукта. Поскольку скотобойни расположены в отдаленных селах Чуйской области, то для доставки тушки на рынки Бишкека требуются дополнительные расходы. Цены на горючее по данным статистического комитета: в среднем за сентябрь цена на бензин марки АИ-92 составила 67.14 сома, на дизельное топливо — 74.89 сома.
Сравнительно с прошлым годом цена на бензин марки АИ-92 на 4.36 сома дороже, чем в прошлом году, и составила 62.78 сома. Что касается дизельного топлива, то чаще всего именно оно и используется для большегрузной техники, перевозящей в том числе партии мяса на рынки, и оно подорожало на 8.19 сома. Таким образом на цену мяса вероятно накладывается рост цен на ГСМ.
А как обстоит дело с инфляцией в стране? Это главный показатель, который указывает, насколько в целом в стране подорожали товары и услуги. На сайте Национального банка КР говорится, что «показатель годовой инфляции демонстрирует снижение, сложившись на уровне 3.8%». В прошлом году годовая инфляция составляла 7.3%. Снижение инфляции указывает на то, что темпы роста цен замедлились по сравнению с предыдущим периодом. Это значит, что цены на продукты по большей части должны оставаться стабильными.
Еще одним фактором повышения стоимости на мясную продукцию мог стать ее дефицит на внутреннем рынке. Первое, из-за чего это могло произойти, — снижение производства.
Однако, по данным Нацстаткома, в январе—августе этого года производство мяса и пищевые субпродукты крупного рогатого скота, напротив, выросло. Так, если в аналогичном периоде прошлого года производство оценивалось в 9 тысяч 206.9 тонны, то в этом году — на 1 тысячу 226.1 тонну больше, или на 10 тысяч 433 тонны. Это указывает на отсутствие дефицита в производстве мяса в стране.
Второе, из-за чего мог возникнуть внутренний дефицит продукта, даже при отсутствии снижения производства, — это его поставки на внешние рынки. Кстати, именно с этим фактором Антимонопольная служба связывает рост цен.
Ранее в разговоре с журналистом редакции «Акчабар» представитель Антимонопольной службы рассказал, что рост цен на мясо связан с экспортом продукта в Узбекистан, а через него в Таджикистан.
Под мясом специалист Антимонопольной службы, скорее всего, подразумевал экспорт живого скота, поскольку если говорить о говядине и баранине, то поставки первой снизились к прошлому году, а второй — выросли незначительно. Кроме того, основными покупателями говядины была Россия, которая купила весь объем — 1.13 тонны (-39.8%), а баранины — Иран (120.9 тонны) и Азербайджан (100 килограммов).
Вместе с тем если мы говорим о поставках живых животных — лошадей, ослов, мулов и лошаков, то тут республика действительно сильно нарастила поставки в Узбекистан, в 104 раза, однако даже при этом сосед по объему экспорта животных туда (935 штук) оказался на второй строчке, на первой — Китай, который купил 1.5 тысячи животных. При этом общие поставки животных из этой категории снизились, на 14.94%.
Помимо лошадей, Кыргызстан поставляет на внешние рынки живых овец и коз, а также крупный рогатый скот. Как раз тут главным покупателем выступает Узбекистан. И если здесь рост всего на 191 животное, до 133 тысяч 528, то по крупному рогатому скоту — в 4.75 раза, до 61 тысячи животных.
Однако, если верить данным Минсельхоза, в 2024 году в республике общее поголовье крупного рогатого скота составило 1.8 млн голов, из них 902.2 тысячи голов маточных, 542.5 тысячи голов лошадей. Что до овец и коз, то общее число голов насчитывает 6.2 млн. Таким образом, даже с учетом их роста поставок в Узбекистан почти в пять раз это составляет мене 1% от поголовья.
Более того, запрет на вывоз из Кыргызстана крупного и мелкого рогатого скота был снят только на прошлой неделе. Он действовал до 20 дней и был связан с тем, что ветеринарная служба временно приостанавливала оформление и выдачу разрешений на экспорт из-за проведения инвентаризации животных. Но уже с 24 сентября сертификация экспорта возобновлена.
При этом, по информации ведомства, которой оно поделилось с «Акчабар», инвентаризация животных также не могла стать причиной дефицита продукта на рынке. Поскольку это не касалось внутреннего рынка, убой скота проводился в обычном режиме.
Отметим, буквально накануне стало известно о том, что ветеринарная служба из-за несоблюдения ветеринарно-санитарных требований временно приостановила 15 из 101 действующих в стране скотобоен. То есть фактически каждую седьмую. Притом что в стране, по заявлению самой ветслужбы, наблюдается нехватка убойных цехов.