Опубликовано
28.08.2023, 05:43В Кыргызстане рынок исламских ценных бумаг недооценен. Как отмечают эксперты, глобальные активы исламской финансовой индустрии выросли на 14% до $3.37 трлн в 2022 году. На конец 2020-го физические и юридические лица вложили в «сукук» более $700 млрд. Таким образом, очевидно, что перспективы развития этого рынка определенно есть, нужно лишь создать условия.
В последнее время Минфин Кыргызстана ведет политику сокращения внешнего долга путем увеличения внутреннего, обратив свой взор на государственные ценные бумаги.
Чтобы популяризировать этот инструмент, 12-месячные казначейские векселя и двухлетние облигации стали размещать на Кыргызской фондовой бирже. Это делается для того, чтобы у внутренних и внешних инвесторов был доступ к госбумагам. Помимо этого, Минфин и КФБ готовят уникальный проект, который позволит гражданам покупать эти ценные бумаги онлайн через мобильное приложение.
Еще одним инструментом, по мнению экспертов, могут стать исламские ценные бумаги. Это оправданно, ведь 80% населения Кыргызстана являются мусульманами, большая половина из них ввиду религиозных соображений не берут традиционные кредиты в банках. Соответственно, если им предложить рынок для инвестиций по нормам шариата, то это могло бы открыть новые перспективы.
Отметим, наш ближайший сосед Казахстан уже имел подобный опыт. В 2012 году там выпустили суверенный «сукук» на $75 млн. Эмитентом выступил «Банк Развития Казахстана», деньги от размещения направили на покупку вагонов и переданы в лизинг.
«На сегодня доля исламского банкинга в мире составляет 6% и охватывает 1.8 млрд человек. Он будет только расти. Это огромный рынок»,— сказал заместитель исполнительного директора Агентства по защите депозитов Нурлан Байбосунов.
При этом отечественная исламская финансовая индустрия уже насчитывает пилотный банк ЗАО «ЭкоИсламикБанк» и четыре традиционных банка с исламским окном: Mbank, «РСК Банк», «Бакай Банк», «Айыл банк». Кроме того, в стране действует пять полноценных исламских микрокредитных компаний и еще две с «исламским окном». А в трех государственных компаниях есть «исламское окно»: исламская лизинговая компания; государственная ипотечная компания; Гарантийный фонд.
Еще одним шагом для развития исламских принципов стал первый в истории Кыргызстана выпуск «сукук» ОсОО «Интеркаскад ИСФК». Объем эмиссии составил 50 млн сомов. Выпуск компания зарегистрировала в мае этого года. Деньги от размещения компания намерена направить на развитие бизнеса. Поэтому в качестве дохода по этим бумагам будет прибыль, полученная от использования привлеченных средств.
«На данный момент потребность в выпуске ценных бумаг «сукук» составляет более 3.3 млрд сомов»,— говорит Байбосунов, отметив, что хотя в Кыргызстане и есть нормативная база для реализации исламских принципов финансирования, ее нужно улучшать и внедрять новые изменения.
В своей презентации на мероприятии, посвященной развитию государственных ценных бумаг, на Иссык-Куле 19 августа Нурлан Байбосунов рассказал, что Кыргызстан уже сделал ряд шагов. Это членство в Исламском банке развития, Совете по исламским финансовым услугам (IFSB), миссия которого состоит в поддержании экономики, а также есть многолетний опыт работы исламского банка и банков с «исламскими окнами» с конкурентными исламскими депозитными продуктами.
По мнению эксперта, если рассматривать текущее положение исламской финансовой индустрии КР, есть ряд барьеров, которые нужно решать. Это:
Необходимо создать систему исламской экономики и финансов на территории КР для обеспечения более устойчивой модели развития. В частности:
«На нынешнем этапе в республике отмечается работа Шариатских советов в качестве подразделений различных исламских финансовых институтов. Фетвы и решения, которых могут быть разными по одному и тому же шариатскому вопросу», — сказал заместитель исполнительного директора Агентства по защите депозитов.
По его мнению, будет целесообразно создание Шариатского наблюдательного совета на государственном уровне.
«Это предполагает функционирование высокопрофессиональных независимых органов для оперативного решения вопросов соответствия экономических и финансовых механизмов требованиям шариата. Основной задачей должно стать способствование росту исламской экономической платформы в стране, устранение различных барьеров и препятствий, возникающих вследствие применения норм стандартов шариата в контексте действующего законодательства», — заключил Байбосунов.