akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: www

    Опубликовано

    04.04.2025, 16:07

    «Белый дом» ввел пошлины на товары из Кыргызстана: в фокусе текстиль, сигареты и мед

    «Белый дом» опубликовал полный список стран и товарных позиций, на которые с 2025 года будут введены ответные таможенные пошлины. В числе прочих стран — Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Для этих государств Центральной Азии ставка пошлины составит 10% в ответ на аналогичные меры в отношении американских товаров.

    В связи с этим издание «Акчабар» решило более внимательно рассмотреть торговый баланс между США и Кыргызстаном. Согласно официальным данным за 2024 год, объем импорта из США в Кыргызстан составил почти $255 млн, в то время как экспорт — лишь $6 млн 279.8 тысячи. Эта цифра может показаться незначительной, ведь она составляет всего 0.2% от общего объема кыргызского экспорта за прошлый год. Однако введение таможенных пошлин может иметь последствия для отдельных экспортеров.

    Так, 10%-я пошлина, безусловно, приведет к удорожанию кыргызской продукции на американском рынке. Это сделает товары Кыргызстана менее конкурентоспособными по сравнению с продукцией других стран, которые сохранят льготные условия.

    Как следствие, спрос на кыргызские товары в США может снизиться. И хотя для целых отраслей, в связи с малыми объемами поставок, это не окажет значительного влияния, для частных экспортеров, наладивших поставки в США, даже небольшое падение спроса может стать критичным.

    Наиболее уязвимыми категориями для кыргызского экспорта в США окажутся:

    • Готовые изделия (включая выкройки одежды) — $1 млн 292.2 тысячи;
    • Сигареты — $654.5 тысячи;
    • Натуральный мед — $528.6 тысячи;
    • Прочие пищевые продукты — $348.4 тысячи;
    • Обувь — $321.7 тысячи.

    Вице-президент Торгово-промышленной палаты Авазбек Керимбаев прокомментировал ситуацию, отметив, что они не ожидают существенного влияния на кыргызский экспорт в связи с введением 10%-й пошлины. 

    «Поскольку объем поставок нашей продукции на американский рынок остается небольшим. Он в разы меньше по сравнению с экспортом в соседние страны», — говорит Керимбаев. 

    Он также добавил, что Кыргызстан как член Евразийского экономического союза работает в рамках ставок таможенных пошлин, утвержденных еще в 2015 году для ввоза товаров из третьих стран. Эти ставки могут варьироваться в зависимости от товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности — для одних товаров они могут снижаться, для других — повышаться, особенно в случае защиты внутреннего производства.

    «Что касается США, то в рамках ЕАЭС в отношении этой страны не вводились какие-либо отдельные пошлины. Основное внимание в текущих мерах США направлено на крупнейших торговых партнеров — Китай, Японию, Мексику, Канаду и страны Европейского союза. Эти государства имеют существенный объем поставок на американский рынок и ранее использовали торговые преимущества, в том числе в рамках соглашений о беспошлинной торговле.  Для Кыргызстана же эти меры носят скорее символический характер и не повлияют существенно на внешнеэкономическую деятельность нашей страны», — добавил Керимбаев.

    Отметим, что в отличие от Кыргызстана для Казахстана пошлина со стороны США составит 27% в ответ на высокие 57%-е ставки на американские товары, действующие в самой республике. Это пример зеркальных мер.

    Аналитики ЕАБР также отреагировали на ситуацию, заявив, что США вводят самые масштабные за последние 100 лет тарифы на импорт. Эти меры касаются более 60 стран, при этом наибольшее влияние окажется на азиатские экономики, особенно на Китай, для которого общий тариф составит 54%.

    «Для стран ЕАБР удар от этих мер будет минимальным. Казахстан, например, столкнется с тарифом 27% (самый высокий среди стран Центральной Азии), но США составляют лишь 3% от внешней торговли страны. 85% казахстанского экспорта в США (нефть, уран, серебро) не подпадает под новые пошлины. Для Армении, Кыргызстана, Таджикистана тариф останется на уровне 10%, а доля США в их внешней торговле составляет 1%, 3.9% и 0.1% соответственно. По России и Беларуси изменений нет. Торговля с США снизилась примерно в 10 раз по сравнению с допандемийным уровнем и периодом до введения санкций», — заявили аналитики.

    Тем не менее, несмотря на низкое прямое влияние, косвенные эффекты все же возможны. Среди них:

    • Ослабление мировой экономики может привести к снижению спроса на сырьевые товары, что негативно скажется на доходах стран-экспортеров энергоресурсов и притоке инвестиций.
    • Повышенная неопределенность и снижение деловой активности в мире приведут к волатильности цен на нефть. При дальнейшем росте торговых ограничений цена на нефть может краткосрочно снизиться до 40 — 50 долларов за баррель.
    • Валюты стран региона могут оказаться под давлением из-за усиления внешнеэкономических рисков.

    Читать похожее