Опубликовано
21.08.2024, 03:51Казахстан продолжает бороться с растущим теневым рынком сигарет, который только в 2023 году вырос в полтора раза и достиг 9.5% от общего рынка табачной продукции. По данным экспертов, одним из самых популярных путей доставки контрабанды является Кыргызстан.
Согласно данным исследовательского агентства Nielsen, объем теневого рынка сигарет в Казахстане растет ежегодно, и в 2023 году доля контрабанды увеличилась в полтора раза. По оценкам экспертов, это явление негативно сказывается на бюджете страны, который недополучает значительные суммы акцизных налогов.
В интервью с Дмитрием Жуковым, исполнительным директором казахстанской Ассоциации производителей и импортеров алкогольной и никотиносодержащей продукции QazSpirits, мы обсудили причины роста контрабанды, ее влияние на экономику, а также возможные меры для сокращения теневого рынка сигарет.
— По данным Nielsen, объем теневого рынка увеличивается ежегодно и в прошлом году превысил 9% от общего количества проданных сигарет. В некоторых областях страны сообщают и о значительно более высокой доле нелегалки: около 10%. На бюджете страны это сказывается отрицательно. Из почти собранных в 2023 году 400 млрд тенге (около $900 млн) акцизных налогов, сопутствующего НДС и косвенных сборов (зарплаты, налоги) государство недополучило более 32 млрд тенге (почти $66 млн), которые уходят на черный рынок. Хуже того, это создает организованные преступные сообщества и коррупцию, которые потом очень сложно вывести.
— Рост реализации контрабанды в 2023 году составил почти в полтора раза – с 6.4% до 9.5%. Да, это старт с низкой базы — раньше в Казахстане почти не было контрабанды сигарет. Но раз зародившись, рынок нелегалки каждый год почти удваивается. Причина, как это часто бывает, в том, что регуляторы не желают понимать экономические реалии и идут на поводу популистов или международных организаций, преследующих свои собственные цели. При этом «гасятся» все менее вредные альтернативы: в угоду ВОЗ, например, запретили вейпы и никотиносодержащие пакетики. Воевать с объективными экономическими законами — это как бороться с гравитацией, примерно. Требует постоянных усилий, и в конце концов ты либо рухнешь на землю, либо улетишь в космос. Как бы то ни было, стабильной эта ситуация быть не может.
— Насколько мы знаем, основные потоки сейчас заходят через китайскую и кыргызскую границы с Казахстаном. Впрочем, это может поменяться в зависимости от того, где контрабандистам удобнее в настоящий момент обходить законы. Тут надо учитывать коррупцию, техническую оснащенность постов и многие другие факторы. А с запретом вейпов мы скоро получим кустарную продукцию собственного производства без всякой контрабанды.
— Прежде всего надо принять решение о том, что акцизная политика в отношении никотиносодержащей продукции строится на научной основе, а не на истерических воплях популистов и людей с сомнительной повесткой. Остальное приложится.
— Сокращение контрабанды должно стать следствием шага, который я описал выше. А это в свою очередь приведет к следующим положительным последствиям:
— Меры должны быть комплексными. Как я сказал выше, должна быть взвешенная акцизная политика на научной основе. Даже база расчета на основе евро сегодня вызывает удивление: где евро и где ЕАЭС? Должна проводиться конструктивная работа по техническому регулированию. Сегодня заседания по обсуждению техрегламента напоминают плохой цирк: работники Минздравов стран союза озвучивают политическую повестку ВОЗ независимо от предмета обсуждения, будто им за это начисляют бонусные баллы. Удивительно смотреть, как участники рынка, компании-производители никотиносодержащей продукции имеют более ответственную и долгосрочную позицию, нежели те, кто обязан, вроде бы, заботиться о нашем здоровье.