akchabar logo with typographysearch
    Main photo

    Опубликовано

    10.02.2025, 13:43

    Как Кыргызстан сумел сохранить стабильность сома в 2024 году

    В 2024 году геополитическая турбулентность оставалась на высоком уровне, что способствовало значительным колебаниям на глобальных товарных и сырьевых рынках. Однако, несмотря на процессы, оказывающие давление на экономику Кыргызстана, Национальный банк смог сохранить устойчивость национальной валюты и удержать инфляцию в рамках целевого коридора. 

    На протяжении 2024 года сом демонстрировал уверенную динамику укрепления по отношению к доллару США. Если в декабре 2023 года курс находился на уровне 89 сомов за доллар, то к концу 2024-го он снизился до 87 сомов (-2.34% за год). 

    Самый значительный рост сом показал в середине года, когда курс доллара опускался до 84.74 сома. Однако чрезмерное укрепление нацвалюты негативно сказалось бы на экспортерах, поэтому регулятор вмешался, сгладив колебания. 

    На фоне мировых валют, испытывающих давление глобальных экономических факторов, сом проявил завидную устойчивость. 

    «Внешние факторы оказали значительное влияние на формирование курса сома в 2024 году. Нестабильность мировой экономики, разрушение логистических цепочек усиливали это влияние. Особое значение имеет и тот факт, что примерно 80—82% товаров Кыргызстана  —  это импорт. Поэтому Национальному банку приходилось на протяжении всего года сохранять баланс между поддержкой сома и обесцениванием доллара», — отметил в разговоре с редакцией «Акчабар» заведующий кафедрой экономики и управления в Международном университете Кыргызстана, доктор экономических наук, профессор Толонбек Абдыров. 

    Стабильный курс позволил ограничить рост цен на импортируемые товары, которые составляют значительную часть потребительской корзины. Национальному банку удалось сохранить ценовую динамику в пределах целевого диапазона: годовая инфляция в декабре 2024 года составила 6.3%. Это укладывается в установленный коридор в 5—7% и свидетельствует об эффективной монетарной политике, несмотря на внешний инфляционный фон и высокий внутренний спрос.

    С целью обеспечения стабильности цен и поддержания устойчивости национальной валюты Национальный банк применял весь спектр монетарных инструментов. В том числе активно проводил валютные интервенции, регулируя рыночные дисбалансы и нивелируя спекулятивное давление на курс сома. 

    В общей сложности в течение года было проведено 26 интервенций, 13 интервенций было направлено на продажу валюты  и 13 на покупку валюты, это сгладило резкие валютные скачки.

    «Дополнительно: банк использовал механизм регулирования базовой процентной ставки, балансируя денежную массу в экономике. Это позволяло управлять уровнем ликвидности, снижая риск разгона инфляционных процессов. В условиях высокого уровня импортозависимости (80—82% всех товаров) удержание стабильного валютного курса играло критически важную роль в предотвращении ценовых шоков и поддержании макроэкономической стабильности», — заметил профессор Толонбек Абдыров.

    Важной мерой стало развитие инструментов долгосрочного фондирования, включая выпуск государственных ценных бумаг и укрепление финансового сектора через поддержку банковской ликвидности. Регулятор также продолжил работу по повышению уровня финансовой инклюзии, что способствовало росту инвестиционной активности и устойчивости финансового сектора.

    «Политика Национального банка в 2024 году способствовала минимизации внешних рисков, обеспечивая прогнозируемость макроэкономических показателей. В условиях пиковой нагрузки по выплате внешнего государственного долга (до 500 млн долларов в год) скоординированные действия регулятора позволили избежать значительных валютных колебаний и сдержать инфляционное давление», — отметил Толонбек Абдыров. 

    Он добавил, что успешное управление золотовалютными резервами обеспечило дополнительную подушку безопасности для экономики.

    Прогноз на 2025 год предполагает сохранение аналогичного подхода в монетарной политике, учитывая высокую степень зависимости от импортных поставок и сохраняющиеся глобальные экономические вызовы. 

    «Скорее всего, Национальный банк продолжит использование ключевых инструментов для поддержания финансовой устойчивости и макроэкономического равновесия, уделяя особое внимание диверсификации резервов и повышению эффективности денежно-кредитного регулирования», — заключил эксперт. 

    В этом контексте важным направлением станет модернизация финансовой инфраструктуры и усиление контроля за системными рисками, что позволит укрепить доверие инвесторов и повысить устойчивость национальной экономики к внешним шокам.


    Читать похожее