Опубликовано
27.12.2016, 03:31На золоторудном месторождении Иштамберды в Джалал-Абадской области запущена в эксплуатацию модернизированная обогатительная фабрика и получен первый сплав Доре. Запуск предприятия в Кыргызстане ждали больше 5 лет. Последние 3 года разработчик просто вывозил золотосодержащий концентрат на переработку в Китай.
[news 4379]
Сейчас на месторождении налажен полный цикл производства золота – так же, как на Кумторе. В следующем году планируется произвести 670 кг золота, выкупит его Нацбанк. Как запускали фабрику - в материале Акчабара.
Иштамберды с прогнозными запасами золота в 79.5 тонны относится к категории крупных месторождений – такими в КР считаются рудники с запасами драгоценного металла свыше 70 тонн. Разрабатывает месторождение китайская золоторудная компания Full Gold Mining.
Учредителем Full Gold Mining является китайская государственная корпорация Линбао золото, подписавшая 16 января 2008 года соглашение о сотрудничестве с Банком развития Китая, Китайской корпорацией по строительству дорог и мостов (China Road and Bridge Corporation), инвесткомпанией Линь Си и Министерством транспорта и коммуникаций КР и Госагентством по геологии и минеральным ресурсам.
[news 6515]
Согласно этому соглашению, Линбао золото силами China Road and Bridge Corporation и на деньги Банка развития КНР в течение 2008-2011 годов реабилитирует участок автодороги Ош-Сарыташ-Иркештам (с 190 по 240 км) и получает для освоения месторождения Иштамберды.
Линбао золото условия соглашения выполнила и по завершению реабилитации дороги в 2011 году ее «дочке» Full Gold Mining выдана лицензия на разработку месторождения Иштамберды. Однако начать производство золота компании было суждено только спустя 5 лет – с 24 декабря этого года.
[article 127]
Запуск обогатительной фабрики на Иштамберды планировался еще в 2011 году. Затем сдача объекта переносилась на апрель 2012 года. В итоге комбинат заработал на месяц позже, в мае того же года, и ненадолго.
Уже в декабре 2012 года добыча драгоценного металла и его переработка были приостановлены по предписанию Госинспекции по технической и экологической безопасности, это также повлекло за собой приостановление действия лицензии, выданной Госгеологоагентством.
Предприятие остановили по 2 важным причинам.
[article 112]
Во-первых, Full Gold Mining не смогла справиться с последствиями утечки химикатов, произошедшей еще в мае при запуске фабрики. Очередная декабрьская проверка показала, что компания не устранила многочисленные экологические нарушения и Госэкотехинспекция решила запретить предприятию горные и взрывные работы на обогатительной фабрике и хвостохранилище. Компании лишь разрешались работы по устранению нарушений.
Во-вторых, на месторождении добывалось в 1.5 раза меньше золота, чем было предусмотрено проектом. Как сообщали в Гостехинспекции, по проекту процент извлечения золота из руды должен был составлять 85.8%. По факту за первые полгода работы Full Gold Mining извлекала только 52.9%. Остальные 32.9% золота отправлялись вместе с переработанной рудой в хвостохранилище.
Изначально предполагалось, что компания сможет исправить допущенные нарушения за 3 месяца и в марте снова начнет работать. Но в Full Gold Mining попросили продлить приостановление действия лицензии еще на 2 месяца – до мая 2013 года.
[news 4877]
Этого срока также оказалось мало и разработчик полностью исполнил предписания Госэкотехинспекции только в конце сентября 2013 года. После этого Госгеологоагентство возобновило действие лицензии, а Минэкономики выдало разрешение на вывоз золотосодержащего концентрата в Китай, поскольку проблему с неполным извлечением золота на обогатительной фабрике Full Gold Mining исправить не смогла.
К этому моменту компания также начала испытывать трудности с оборотными средствами, так как за время простоя инвесторы потеряли много времени и денег.
В течение последующих 3 лет Full Gold Mining вывозила концентрат в Китай и модернизировала обогатительную фабрику, внося плату за удержание лицензии на переработку золота.
[news 3908]
Технологию производства пришлось менять полностью: компания ушла от использования цианида, завезла новые безопасные реагенты и провела промышленные испытания работы фабрики по новой технологии.
Самого главного добились: ушли от вывоза концентрата за пределы страны и перешли на полный цикл производства золота – на месторождении так же, как и на Кумторе начали производить сплав Доре, который будут поступать на аффинажный завод в Кара-Балте для полной переработки.
[news 3980]
Сейчас промышленные испытания показывают, что извлечение золота достигло 85%, сообщил главный инженер компании Сулейман Кошалиев.
Полученный 24 декабря первый сплав Доре минимум на 70% состоит из золота. Содержание серебра составляет от 10% до 29%, имеются также побочные примеси – железо, цинк, медь, никель и другие элементы, но их не более 10% от всего состава Доре.
Перерабатывать слитки Доре будут на единственном в Кыргызстане аффинажном заводе Кыргызалтына в Кара-Балте. Именно там получают золотые слитки высшей категории (999.9 пробы). Готовые золотые слитки будет выкупать Национальный банк.
[news 6281]
В 2017 году планируется выпустить 670.18 кг золота. При этом в зимний период работу фабрики все же приостановят. На этот раз из-за нехватки электроэнергии в осенне-зимний отопительный период.
Забастовка. В феврале 2012 года работники Full Gold Mining бастовали и требовали повысить зарплату на 50%. В забастовке приняли участие работники-водители и сотрудники лаборатории. После переговоров руководство компании и работники договорились о повышении окладов на 30%. Средняя зарплата водителей компании на тот момент составляла 10 тыс. сомов. После повышения она достигла 13 тыс. сомов. Общий фонд оплаты труда предприятие увеличило на 20 млн сомов.
[news 5860]
Уклонение от уплаты налогов. В 2014 году разработчика месторождения обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Данный факт выявили Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП) и Государственная налоговая служба. Причиненный ущерб бюджету «в результате преступных действий Full Gold Mining» был оценен в $1.16 млн. Cледственным управлением ГСБЭП возбуждено уголовное дело. Однако еще на стадии следствия разработчик признал свою вину и возместил ущерб в полном объеме.