akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: kloop.kg

    Опубликовано

    30.10.2017, 07:54

    Почему власти хотят избавиться от госдолей в «Росинбанке» и KICB

    Государственные пакеты акций в двух крупных коммерческих банках Кыргызстана ОАО «Росинбанк» и ЗАО «Кыргызский инвестиционно-кредитный банк» (KICB) могут выставить на продажу. Оба объекта внесены в перечень по приватизации в Программе приватизации государственной собственности в КР на 2018-2020 годы. Документ, который еще предстоит утвердить Жогорку Кенешу, выставлен на общественное обсуждение. «Акчабар» выяснил, в связи с чем правительство намерено избавиться от госдолей в банках.

    Программа приватизации

    В середине октября 2017 года Министерство экономики выставило на общественное обсуждение постановление кабмина «О проекте программы приватизации государственной собственности в КР на 2018-2020 годы», где и оказались госпакеты акций «Росинбанка» и KICB.

    [news 8503]

    Новая программа должна прийти на смену предыдущей, действовавшей с 2015 по 2017 год. Всего в перечне числится 14 объектов по всей республике. В частности, это такие крупные объекты или доли в них, как ЗАО «Альфа Телеком» (торговая марка MegaCom на стадии прямой продажи. - Прим. ред.), ОАО «Эйр Кыргызстан», ОАО «Дастан», ЗАО «БТА Банк», ряд гидроэлектростанций и др.

    Сколько стоит госпакет

    В каждом банке внешним акционерам принадлежит по 90% акций. Оставшиеся 10%, которые собираются продать, принадлежат Фонду по управлению государственным имуществом (ФУГИ).

    В программе указывается, что уставный капитал «Росинбанка» составляет 782 млн 172 тыс. сомов. Таким образом десятая часть, принадлежащая государству, оценивается в 78 млн 217.2 тыс. В долларовом эквиваленте сумма равна по нынешнему курсу чуть больше $1.05 млн.

    Уставный капитал KICB указан в размере $17.5 млн, или свыше 1.2 млрд сомов. Стартовая цена госпакета для возможного покупателя составит около $1.75 млн, или 120.07 млн сомов.

    О банках

    ЗАО «Кыргызский инвестиционно-кредитный банк» основано в 2001 году Фондом экономического развития Ага Хана совместно с рядом мировых финансовых институтов – совокупно им принадлежит 90% акций, оставшиеся 10% - правительству КР.

    На сегодня это крупнейший банк в Кыргызстане по размеру активов. По итогам сентября текущего года его совокупные активы составили свыше 23 млрд 215 млн сомов (-1.6 млрд к 2016-му). К слову, «РСК Банк», расположившийся на втором месте, отстает от лидера на более чем 3 млрд сомов.

    [chart 3188]

    ОАО «Росинбанк» появилось на рынке страны в 2013 году после продажи 90% акций убыточного ОАО «Залкар Банк» ОАО «Инвестиционный торговый бизнес-холдинг». 10% акций остались в распоряжении кабинета министров. В свою очередь ОАО «Залкар Банк» появилось в результате национализации коммерческого банка ОАО «Азия универсал банк» после произошедшей в 2010-м революции.

    [chart 3189]

    «Росинбанк» по размеру активов находится на 7-м месте. По итогам сентября 2017-го активы банка составили 11 млрд 569 млн сомов (+1.4 млрд к прошлому году).

    В комбанке заявили, что в случае принятия решения о реализации акций, принадлежащих государству, банк известит всех заинтересованных лиц и публично объявит обо всех изменениях в составе акционеров организации.

    Причины продажи

    Зачем понадобилось избавляться от акций, приносящих прибыль государству, «Акчабар» узнал в Министерстве экономики и ФУГИ, которые ответственны за представление программы в парламенте.

    Начальник управления политики государственной собственности Минэкономики Нурбек Уметалиев аргументировал включение объектов в перечень тем, что акции перестали приносить прибыль и фактически на сегодня бесполезны для государства.

    Почему банки не приносят дивиденды, нам объяснили уже в ФУГИ. В ведомстве пояснили на примере последних трех лет, что с каждым годом прибыль «Росинбанка» и KICB падает, что соответственно приводит к низкой доле дохода государства.

    [article 114]

    «Например, в 2015 году из полученной «Росинбанком» прибыли государство не получило ничего. Так как 90% акций принадлежит другим акционерам, решение о выплате дивидендов принимается 2/3 голосов. В тот год основные акционеры приняли решение не распределять прибыль, а направить ее на дальнейшее развитие банка», - рассказал начальник управления по работе с хозобществами ведомства Адилет Жакыбалиев.

    Доходы и дивиденды

    Год

    «Росинбанк», прибыль (сомов)

    «Росинбанк», дивиденды (сомов)

    KICB, прибыль

    (сомов)

    KICB, дивиденды (сомов)

    2014

    269 млн 935 тыс.

    6 млн 748 тыс.

    544 млн 653 тыс.

    21 млн 731 тыс.

    2015

    192 млн 953 тыс.

    0

    346 млн 160 тыс.

    6 млн 923 тыс.

    2016

    14 млн 51 тыс.

    0

    104 млн 975 тыс.

    0

    Чиновник пояснил, что в 2016-м государство не получило дивиденды за счет доли в KICB, так как основные акционеры решили не распределять прибыль, а направить средства на докапитализацию банка в соответствии с постановлением Национального банка.

    «Акчабар». По требованию регулятора все комбанки страны обязали довести уставный капитал до 500 млн сомов до 1 июля 2017 года. До 1 июля 2018-го требуемый минимум должен составить 600 млн. Однако, как мы писали выше, уставный капитал KICB в сомовом эквиваленте превышает 1.2 млрд сомов ($17.5 млн), а решение об очередном увеличении капитала принято еще в 2010-м.

    При этом в Нацбанке сообщили, что продажа госдолей в финучреждениях является делом акционеров, в данном случае ФУГИ, и вмешиваться в процесс регулятор не будет.

    «Относительно вопросов продажи государством акций коммерческих банков заявляем, что данный вопрос решается самостоятельно собственником акций с учетом требований банковского законодательства КР. Однако при приобретении лицом 10% и более акций банка такое лицо должно получить разрешение Национального банка», - отметили в регуляторе.

    Неразумное решение

    За комментариями о рациональности инициативы «Акчабар» обратился к финансовому аналитику Андрею Красникову. По его мнению, 10% для государства в целом не играют большой роли, поэтому, с одной стороны, это будет плюс в бюджет.

    [article 166]

    «Сектор на сегодня находится в упадке, обороты снижаются. Если и продавать эти доли, нужно было делать это раньше. Сейчас, когда акции падают, на мой взгляд, это не очень хорошая идея. Продавать надо на подъеме экономики, когда есть тенденция взять больше за счет этих структур. С другой стороны, это финансовая стратегия – некоторые играют на повышение, некоторые на понижение», - считает аналитик.

    Также необходимо понимать стратегию ФУГИ: его интересуют краткосрочные либо долгосрочные доходы, что в свою очередь зависит от команды правительства.

    «Я бы не назвал бесприбыльными эти структуры, перспективы есть в любом случае. В хороших руках и при правильном управлении их можно поднимать выше и получать прибыль. Этим должны заниматься профессионалы», - заключил эксперт.

    Еще один аналитик Даниэль Кадырбеков также назвал заявление госчиновников о бесполезности активов в доле банков, мягко говоря, неразумным, ведь, как бы то ни было, государство ничего не теряет, владея акциями в крупных комбанках.

    У инициативы, по его мнению, также есть две стороны медали. Во-первых, если госдоли все же выставят на торги, крупные инвесторы, опасаясь политической ситуации в стране или отсутствия независимой судебной системы, будут сторониться такого приобретения. Во-вторых, это вопрос доверия кабмину на примере последних нескольких сделок (продажа MegaCom, контракт с «Лигласс Трейдинг»). Какова вероятность того, что на этот раз сделка будет чистой, задается вопросом эксперт.

    По словам Жакыбалиева, включение в перечень продажи этих госдолей еще ничего не означает.

    «Если банк начнет расти и приносить прибыль, то за правительством всегда есть право не продавать пакет, тем более что программа должна пройти утверждение в Жогорку Кенеше», - заметил он.


    Читать похожее