Опубликовано
16.01.2025, 17:37Министерство финансов США включило «Керемет Банк» в список SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons) за предполагаемое участие в обходе санкций, организованном совместно с российскими властями и «Промсвязьбанком». Последний играет ключевую роль в финансировании оборонного сектора РФ и находится под санкциями США с 2022 года.
По данным Минфина США, с лета 2024-го «Керемет Банк» содействовал «Промсвязьбанку» в трансграничных операциях. Решение о включении в санкционный список, как сообщается, ускорено после продажи контрольного пакета акций банка в прошлом году компании, связанной с российским бизнесменом.
Последней каплей стало то, что новая структура акционеров якобы способствовала продолжению деятельности, направленной на обход международных ограничений.
В банке опровергают обвинения. В заявлении говорится: «Банк обратится в офис контроля за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) для обжалования включения в санкционный список, поскольку утверждения о нарушениях являются необоснованными».
Вместе с тем санкции вызывают вопросы не только к банку. В период, который Минфин США называет «проблемным», «Керемет Банк» находился в собственности Министерства финансов Кыргызстана.
В марте 2024-го Минфин приобрел 97.45% акций банка у Национального банка за 7.1 млрд сомов. В декабре прошлого года контрольный пакет (75%) продан частному инвестору за 6.5 млрд сомов, но государство сохранило долю в банке в размере 22.45%.
Заместитель главы кабинета министров Данияр Амангельдиев в беседе с корреспондентом «Акчабара» выразил удивление и обеспокоенность решением США ввести санкции против «Керемет Банка».
«Действие наших партнеров вызывает недоумение, ведь «Керемет Банк» действительно был государственным банком, и в период, о котором идет речь, находился под внешним управлением Нацбанка. Мы готовили его к приватизации. Никаких сомнительных операций там не проводилось. Даже после продажи контрольного пакета акций банк оставался под пристальным контролем. Санкционных товаров или транзакций не было, тем более никаких операций с «Промсвязьбанком» не велось», — подчеркнул он.
По словам замглавы кабмина, власти уже запросили срочные консультации с Министерством финансов США.
«Сегодня по этому вопросу состоятся переговоры. Мы готовы представить все документы, включая данные о платежных операциях банка, чтобы доказать, что банк не участвовал в сомнительных схемах. Мы были крайне удивлены этой информацией, и теперь важно выяснить причины такого решения со стороны американских властей», — добавил он.
Данияр Амангельдиев подчеркнул, что санкции ставят под угрозу реализацию инвестиционного соглашения по «Керемет Банку», в рамках которого установлены конкретные обязательства по годам.
«Это решение подрывает выполнение инвестиционных обязательств по реализации «Керемет Банка». Как вы знаете, там были обязательства, определенные по годам», — заключил он.