Опубликовано
12.05.2023, 12:00IT-индустрия пользуется большой популярностью среди кыргызстанцев, однако рынок цифровых продуктов в нашей стране только зарождается. О том, как продвигать отечественный IT-продукт и чего не хватает цифровой сфере Кыргызстана, «Акчабар» поговорил с проектным менеджером компании Mad Devs Дмитрием Кононенко.
С 2021 года он работает над Enji — web-приложением по обеспечению прозрачности работы инженерных команд и автоматизации разного рода процессов, связанных с деньгами и HR. На данный момент Enji представляет собой продукт исключительно внутреннего пользования и рынка компании, но разработчики готовы к тому, чтобы постепенно масштабировать свой проект.
— Я начал свой путь в 2010 году как QA (тестировщик) и пять лет проработал на этой позиции. Также работал на компанию, которая предоставляла услуги тестирования для «Мэйлру». Потом в моей жизни наступил период, когда я ушел в диджитал-маркетинг, но в 2018 году понял, что не умею работать с людьми, и решил, что нужно нырять с головой в IT, и пришел в проектный менеджмент. Внутри компании Mad Devs поработал в разных коммерческих проектах. Мы делали проекты формата e-commerce, AdTech и «железные проекты» hardware. А с 2021 года я являюсь лидером проекта Enji.
— Это приложение про сбор метаданных из различных систем типа Jira, GitHub, GitLab, Bitbucket (Прим. автора: перечисленное является системами контроля версий, позволяющими пользователям документировать изменения в существующем коде, вносить в него поправки и загружать новые версии, чтобы другие могли с ними поработать). Сейчас мы еще добавляем систему Backlog. Мы забираем данные из этих систем и дальше уже с ними работаем. Благодаря обработанной информации мы можем дать подробный отчет заказчику, на что команда тратит время. В систему также введена зарплата того или иного сотрудника. Таким образом, мы можем узнать, сколько стоила работа команды за один день, за месяц, за предыдущий месяц, и показать это клиенту. Например, клиент заходит и видит, что в этом месяце, чтобы сделать новую авторизацию, команда потратила столько-то времени и стоило это столько-то денег.
— Изначально Enji только закрывал потребности Mad Devs в автоматизации. Мы тогда всю информацию держали в Excel, но в один момент данных стало слишком много. Там не было централизации, все и везде было разбросано. Например, для того, чтобы подготовить инвойсы и выставить их заказчикам, уходило много времени. Сейчас мы все данные собираем автоматически. Время между выставлением инвойса и получением денег снизилось значительно. Раньше это могло занимать больше недели просто для того, чтобы собрать инвойс, а потом напомнить заказчикам, чтобы они их оплатили. Сейчас в первые дни нового месяца все инвойсы готовы.
Раньше никто не понимал, сколько реально стоит час работы одного сотрудника. Ведь работа сотрудника — это не только зарплата. Это еще обеды, офис, интернет, сооплата обучения и много других дополнительных расходов, информации о которых не было. Сейчас в моменте деливери менеджеры понимают, что реальная стоимость условного разработчика Василия стоит не $10 в час, а $17. Когда деливери менеджер работает с новым клиентом и готовит для него предложение, он заходит в специальный отчет и видит все внутренние суммы и понимает, какую скидку может дать и как можно отклониться от заложенной маржи.
В приложении есть бот, который следит за тем, чтобы команда синхронизировалась. Делается это с помощью асинхронных текстовых стендапов, которые отправляет каждый сотрудник. В стендапах делятся информацией о том, что было сделано, планы касаемо какой-то задачи, какие есть блоки. У каждой команды есть цель заказчика, и нужно как можно быстрее к этой цели бежать.
Система стендапов будет полезна и для разработчиков, и для консалтинговых команд, и для журналистов везде, где есть командная работа.
— Так как проект внутренний, команда уменьшается и увеличивается в зависимости от количества задач, потому что одна из функций и целей нашего проекта— это взращивание кадров. Соответственно мы их ведем до определенного уровня как специалистов и можем передать в коммерческий проект. Но также некоторые попадают на бенч(прим. автора: имеется в виду люди, которые активно не задействованы в работе над коммерческим проектом), когда какой-то проект заканчивается, мы можем подключить его к себе и определить конкретный объем задач, который он будет выполнять. На текущий момент в работе над Enji задействованы чуть более 10 человек.
— Нет разницы, где приложение получит свой успех. Приложение было создано по нашим потребностям. Мы их закрыли и теперь начинаем показывать миру, что создали, и получать обратную связь, благодаря которой сможем модифицировать продукт таким образом, чтобы он был полезен не только нам, но и другим специалистам.
Сейчас мы запускаем два пилота в телеком и сервисную компанию. Они столкнутся с нашими концепциями и нашим подходом, отреагируют на несостыковки, мы сможем доработать и адаптировать продукт под другие компании.
— Enji научился считать, насколько быстро команда поставляет новый функционал конечному пользователю и в целом быстро решает задачи. Если где-то команда начала медленно поставлять обновления — минус балл, значит, нужно обратить на это внимание. Благодаря этому можно правильно расставлять приоритеты.
Также мы реализовали функционал, который позволяет распределять людей по процессу один на один. Это когда программисты, менеджеры общаются с другим человеком в компании и могут обсудить проблемы и планы. Происходит фиксация результатов, кто с кем сотрудничает и больше проводит время и т.д.
Еще с помощью собранных данных можно отследить паттерны поведения сотрудников и понять, что тот или иной человек в команде выгорает и его, например, нужно отправить в отпуск. Или что-то с ним происходит такое, что нужно подойти к нему и поговорить. Например, он начал сдавать стендапы не в 10 утра, как обычно, а в четыре, или стал работать по ночам. Задача системы — подсветить эти моменты, чтобы помочь человеку до того, как он окончательно устанет и захочет просто уволиться. Компания инвестирует в людей через обучение. А это ресурсы, время и деньги.
В дальнейшем у нас появится возможность определять, в каком тоне пишет человек то или иное сообщение. Есть модели, которые позволяют проанализировать, что человек стал агрессивно писать. Может, у него что-то сломалось, нужно пойти и поговорить с ним о том, что произошло и как помочь. Может, назрел какой-то конфликт, который не решен и человек просто молчит об этом.
Мы все хотим свести к двум показателям, насколько все хорошо в проекте и насколько все хорошо с людьми, которые делают эти проекты.
— Есть конкуренты, которые нацелены на то, чтобы анализировать, как дела происходят в проекте. Есть HR-системы, которых очень много, и они также нацелены на работу с людьми. Есть отдельные стендап-боты. Наше преимущество в том, что у нас все это сведено в единую точку.
— Одна из наших ценностей, которую мы транслируем через Enji, — это радикальная открытость. Опыт показал нам, что если мы ведем себя максимально открыто, то это позволяет выстраивать более долгосрочные отношения с нашими заказчиками.
Мы ездили на форум в Казахстане и презентовали демо нашего продукта, там нам сказали: «Концепция класс, но это слом модели мышления. Ты заходишь в приложение, где постоянно транслируешь, что ты делаешь, какие у тебя цели, какие проблемы».
Команда Enji поймала такой интересный момент, что есть среднеазиатский подход под названием «бояться показаться дураком», оттуда и желание как можно больше скрыть. Чем больше копится скрытых проблем,тем медленнее вы идете к целям, но в определенный момент количество нерешенных проблем станет таким, что проект просто закроется.
То, что мы придем и поставим Enji, это не решит все проблемы сразу, нужно самим меняться и менять привычки. В первую очередь смена модели поведения внутри команды на открытость.
— Мне не хватает продуктового сообщества. Конечно, есть чаты в Телеграмме, но там люди недостаточно активны. Вся активность концентрируется в каналах по продаже различных обучающих курсов.
По части внешних клиентов многим сложно принять концепцию открытости, на принятие решений через цифры, а не через «додумки». Мы запускаемся сейчас на самых доверенных командах, где люди не боятся внедрять новое. Если все получится у них — мы будем масштабироваться.
— В Бишкеке классно, и это моя родина. Мне импонирует идея КАРПОУ: «Живи в Кыргызстане, работай на весь мир». Если смотреть рационально, то ты получаешь зарплату в долларах. Получаешь гораздо больше, чем средняя зарплата по стране. При этом прокачиваешь экономику своей страны. Современные средства коммуникации позволяют нам общаться с помощью текста или видео с кем угодно, что дает много возможностей для развития карьеры.
Неважно, где ты живешь. Создавай продукт, который решает проблемы массы людей, и становись единорогом.