akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: www

    Опубликовано

    10.07.2024, 05:00

    Хочу работать: Как в КР трудоустраиваются люди с инвалидностью?

    По данным Министерства труда, социального обеспечения и миграции, в Кыргызстане проживают более 212 тысяч людей с инвалидностью, из них 37 тысяч — дети. Корреспонденты «Акчабар» решили узнать, как люди с инвалидностью трудоустраиваются, с какими сложностями они сталкиваются во время поиска работы и как борются за свои права.  

    Фисташковые пирожные 

    Айгел Калиева работает кондитером на кухне первого столичного инклюзивного в стране отеля, где могут останавливаться и чувствовать себя комфортно люди с инвалидностью. И к сотрудникам в отеле тоже инклюзивный подход, у Айгел ДЦП, но это не мешает ей работать наравне со всеми, а ее десерты – настоящая изюминка застолий. В ее ассортименте самые разные сладости – фисташковые пирожные, брауни, медовик и чизкейки, последние, кстати, ее любимые, девушка уверяет, что знает множество рецептов чизкейков и может приготовить любой.

    В день нашего визита в отель мы познакомились с Айгел — она вместе с напарницей готовила на ужин для гостей отеля шоколадный торт, говорит, что посетители его особенно хвалят. Ну а с недавних пор в ее ассортименте появился еще один оригинальный десерт — фисташковые пирожные, их она приготовила специально для нас. Подтверждаем — очень вкусно! 

    Айгел Калиевой 32 года, она родилась и выросла в Джалал-Абаде, там же окончила среднюю школу. И в 2015 году приехала в Бишкек, чтобы поступить в университет. Сначала девушка планировала учиться на экономиста, но потом решила, что нужно следовать своим мечтам, и поступила учиться на кондитера, освоить эту профессию она хотела с детства.

    «Мне всегда интересно было готовить разные блюда. И мама, зная мою любовь к кулинарии, посоветовала мне поступить отучиться на кондитера. И я не пожалела, очень мне нравится делать разные пирожные и чизкейки, часто балую ими родных, а сейчас вот работаю на кухне отеля. И знаете, когда мои десерты нравятся посетителям нашего отеля, – это вдвойне приятно. Я работаю тут пятый год, очень благодарна руководству отеля, что поверили в меня и доверили мне эту должность», — говорит Айгел Калиева. 

    Лицензия на Паралимпийские игры

    Исполнительный директор Кыргызской федерации незрячих, паратриатлет, жена и мама – так сама себя представляет Гульназ Жузбаева, которая изменила жизни десятков незрячих кыргызстанцев, показала им, что можно жить полноценной жизнью, учиться, работать и быть самостоятельными.

    А еще Гульназ завоевала первую лицензию на Паралимпийские игры, которые через пару недель пройдут в Париже. 

    «С детства доктора говорили, что я не смогу учиться в обычной школе и надо посещать специализированную для слабовидящих и слепых детей. Тогда такая школа была только в Бишкеке. А я родилась и выросла на Иссык-Куле. И родители отдали меня в обычную сельскую школу. После школы родители рассудили: я не смогу поехать учиться в город – не вижу же. Я смирилась, но в сентябре, когда все знакомые поступили в вузы, начала возмущаться: неужели я хуже и не смогу поступить? На следующий год я поступила и начала учиться в Караколе на факультете иностранных языков, по образованию я учитель английского языка и литературы. Когда поступила, многие сомневались: смогу ли учиться? А когда я так устала от того, что плохо вижу, но стараюсь тягаться со зрячими и на 3-м курсе хотела бросить учебу,  то те, кто отговаривал поступать, наоборот, поддержали и уговорили закончить университет», — вспоминает собеседница.

    Когда она начала искать работу по специальности, то было очень сложно — в обычных школах нужно было проверять домашние задания в тетрадках, вести рабочие планы, заполнять журнал и читать книги – а когда не видишь, эти вещи даются сложно. Но она все-таки трудоустроилась в школу, но проработала в ней недолго. 

    Переехав в Бишкек, девушка поступила учиться на массажиста – убедили в том, что у нее нет другого выбора. 

    «В 2012 году я побывала в США, где обучалась на тренингах – незрячих учили самостоятельности. Я привезла эту модель обучения в Кыргызстан и попробовала адаптировать под наши реалии. В то время мало кто верил, что у меня что-то получится, мало кто из незрячих ходил с тростью, многие не выходили из дома. Каждые полгода я обучала по 10 незрячих и из числа первых выпускников собрала группу, которые тоже делились полученными знаниями с другими. Вместе с ними в 2017 году мы создали Кыргызскую федерацию незрячих», — рассказывает Гульназ Жузбаева. 

    Гульназ говорит, что основная деятельность федерации заключается в том, чтобы интегрировать незрячих в социум, чтобы они смогли учиться и работать, поступать в университеты, заниматься спортом, в общем, вели активный образ жизни. 

    «Было много трудностей, даже наши ученики не верили, что они могут самостоятельно жить и трудоустраиваться, зарабатывать деньги. Из-за того, что не было выбора в стране, все шли учиться на массажистов, историков или музыкантов. У незрячих не было выбора, куда поступить учиться. А мы хотели показать, что можно и учиться, и работать во всех сферах, если у человека есть знания, навыки и уверенность в своих силах, то он может адаптироваться и работать там, где пожелает. Вот даже взять спорт, для примера, мы не хотим, чтобы для нас создавалось что-то отдельное, а, наоборот, хотим интегрироваться в уже существующие спортклубы и фитнес-залы, в которых занимаются все граждане нашей страны. А для этого нужно совсем немного — чтобы для всех был доступ и не было барьеров. С этим мы работаем и с работодателями тоже», — говорит Гульназ. 

    Курсы, которые велись для незрячих, предоставляли кыргызстанцам жилье на полгода в столице. С этого и начинался их путь к самостоятельности – учились передвигаться по городу, закупать продукты, готовить, вести быт. Их также обучали читать по шрифту Брайля, иностранным языкам и владению компьютером. А еще дали понять, что для них доступен спорт, на тренингах они ездят на велосипеде, плавают и бегают в тандеме со зрячим партнером. 

    «Когда 6 месяцев подходят к концу, наши выпускники определяются с тем, кем бы они хотели стать в будущем, куда поступить учиться. И тут тоже проблема — руководство учебных заведений не всегда понимает, как обучать незрячих, смогут ли они сами добираться до университета, ходить из аудитории в аудиторию. Кроме того, для незрячих нет учебных материалов», — говорит она. 

    Также и с трудоустройством: зачастую если работодатель и готов взять человека на работу, то у него не хватает навыков и знаний. В 2016 году был первый опыт трудоустройства — выпускница начала работать в кафе посудомойщицей. 

    «Так как у нее не было школьного образования, она даже алфавит не знала и не могла поступить в университет. Первыми учителями для нее стали мы, учили  читать и писать. Она ведь раньше сама из дома никогда не выходила, а тут смогла работать и зарабатывать, поверила в свои силы, вышла замуж и родила ребенка. И сейчас живет очень счастливо», — заключает Гульназ. 

    В 2019 году, например, еще одну выпускницу взяли в колл-центр в одну крупную компанию, и специально для этого они адаптировали свои компьютеры, внедрив в них звуковую программу, чтобы она смогла работать. После этого они принимали многих выпускников, сейчас некоторые из них до сих пор там работают, также работают в банках, во многих ресторанах на кухне. 

    «И если раньше сами ребята с инвалидностью не верили в свои силы, то сейчас они успешные и востребованные. Занимаются спортом, и многие входят в национальные сборные страны по разным видам спорта. Мы дали им понять, что они могут трудиться и жить наравне со всеми — а это самое важное», — сказала она.

    Сейчас у Гульназ и ее команды 120 выпускников. Среди них почти все живут самостоятельно, очень многие работают, занимаются спортом, некоторые даже открыли свое дело. 

    Защищая трудовые права

    Аскар Турдугулов и его супруга Назира Соронбаева много лет занимаются продвижением трудовых прав людей с инвалидностью. Готовят ребят на обучающих тренингах, проводят собеседования с работодателями и запускают мобильное приложение для того, чтобы людям с инвалидностью было проще находить работу.

    Аскар не понаслышке знает, каково это, когда тебе раз за разом отказывают в получении вакантной должности. Сам он получил более 30 отказов и как считает, чаще работодатели в него не верили из-за инвалидности. 

    «Очень важно, прежде чем человек устроится на работу, чтобы у него были прокачены так называемые soft skills. Мы пришли к выводу, что, прежде чем человек устроится на работу, у него должны быть прокачаны гибкие навыки. И мы подготавливаем его к этому, как проходить собеседование, как вести переговоры, как написать сопроводительное письмо и, элементарно, как составить красивое резюме, которое заинтересует работодателя», — говорит Аскар Турдугулов. 

    Он также говорит, что в последние несколько лет работодатели стали более инициативны, у них уже меньше страхов для того, чтобы нанимать именно соискателей с инвалидностью. 

    «При устройстве на работу ребята с инвалидностью могут столкнуться c  недоступной средой, общественным транспортом, недостаточным уровнем образования. Это замкнутый круг: из-за недоступности среды у них недостаточный уровень образования, потому что нет возможности доехать на учебу, свободно передвигаться в вузе и иметь такой же набор учебных материалов, нет возможности добираться на работу. Поэтому, я считаю, что руководству страны на это тоже следует обратить внимание. Но если говорить о работодателях, то они по большому счету уже чаще соглашаются, чтобы люди с инвалидностью работали у них. На сегодняшний день в Кыргызстане существует квота в 5%. Например, если в коллективе работает 20 человек, то из них 1—2 человека — это люди с инвалидностью. Но эта квота в полной мере еще не соблюдается, нужно, чтобы и сами госорганы эту квоту выполняли. А еще немаловажно, чтобы рабочие места были инклюзивными», — рассказывает Аскар Турдугулов. 

    Когда он сам устраивался на работу, то получил около 30 отказов. Но считает, что они были связаны не только с инвалидностью, но и с отсутствием опыта работы. У него было совсем небольшое резюме, недостаточно обширное портфолио, он не умел вести переговоры с работодателями. Но все же  большинство из них было связано с инвалидной коляской, на которой передвигается парень.

    «Это я сейчас понимаю, что многие работодатели понимают, как нужно работать с людьми с инвалидностью. На самом деле в этом нет ничего страшного. Это такой же обычный рабочий процесс, просто есть небольшие отличия. Я верил в свои силы и в какой-то очередной раз смог получить работу. Освоил очень много IT-профессий, составил отличное сопроводительное письмо и хорошее резюме. А еще проработал психологию – ведь работодателям надо уметь презентовать себя. Когда ты умеешь вести переговоры, то работодатель уже забывает про инвалидность и не обращает на нее никакого внимания и начинает вести деловой диалог», — говорит Аскар.  

    Недавно, работая в коворкинг-центре, Аскар познакомился с программистами-разработчиками. Совместно с Центром солидарности в Кыргызстане они разработали мобильное приложение «Равные права». И для этого привлекли компанию Up Stream, их команда занимается разработкой программного обеспечения, мобильных приложений, сайтов и серверных решений. И когда Аскар предложил этот интересный социальный проект, они сразу согласились воплотить его в реальность. Это приложение нацелено на людей с инвалидностью, которое позволяет найти работу, разместить свое резюме, рассказать о своем опыте и навыках. 

    Супруга Аскара — Назира Соронбаева, сейчас является  исполнительным директором их совместного общественного фонда «Нью Эйдж».

    «Мы как поженились, с тех пор всегда вместе, вот уже 10 лет. Занимаемся защитой прав людей с инвалидностью, в частности защищаем их трудовые права, помогаем людям устраиваться на работу. Сейчас действительно многие хотят взять на работу ребят с инвалидностью, но надо готовить кадры. Как раз таки мы этим и занимаемся — проводим тренинги. Очень много людей обращаются с жалобами о нарушении их трудовых прав, им просто говорят: мы вам перезвоним и не берут на работу. Поэтому, прежде чем искать работу, так важно знать свои права. У нас был такой случай — обратился парень по имени Атабек, ему отказывали в получении справки, необходимой для получения водительских прав, а он хотел обучаться на курсах и водить машину. Когда мы начали выяснять причину отказа, то нам ее объяснить не смогли и справку парню выдали», — рассказывает Назира.

    Кстати, Атабек с тех пор уже окончил курсы, успешно сдал экзамен на права и даже машину купил. Cейчас он учится уже на других курсах, хочет быть независимым и осуществить мечту — работать графическим дизайнером. 

     


    Читать похожее

    • Хочу работать: Как в КР трудоустраиваются люди с инвалидностью?
      По данным Министерства труда, социального обеспечения и миграции, в Кыргызстане проживают более 212 тысяч людей с инвалидностью, из них 37 тысяч — дети. Корреспонденты «Акчабар» решили узнать, как люди с инвалидностью трудоустраиваются, с какими сложностями они сталкиваются во время поиска работы и как борются за свои права.
      09.07.2024, 23:00:15
    • Балыкчы—Нарын: тур по колледжам, где студенты учатся и работают
      Студенты двух колледжей в Балыкчы и Нарыне получили возможность обучаться не только сидя за партами и слушая лекции, но и на практике закреплять весь пройденный материал и зарабатывать деньги для своих учебных заведений. Для этого там были открыты центры передового обучения и столичные журналисты смогли посмотреть, как они функционируют.
      30.11.2023, 04:03:46