Опубликовано
07.08.2023, 13:47В Кыргызстане наблюдается аномальная активность криптовалютного рынка. Еще в феврале этого года, выступая на ежегодном международном форуме Digital Almaty в Казахстане, глава кабмина Акылбек Жапаров заявил, что теневой оборот криптовалюты в Бишкеке ежедневно составляет от $5 до $10 млн. Реальные цифры могут быть в разы выше.
Практически каждую неделю Служба регулирования и надзора за финансовым рынком сообщает о регистрации операторов обмена виртуальных активов. К примеру, с 31 июля по 4 августа на рынок зашли еще три игрока — «Крипто Коин Маркет», «Либерти Эксчейндж Жапан» и «АссетИкс». Всего на сегодня в республике зарегистрированы 38 операторов виртуальных активов (на 16 больше, чем комбанков) и 3 криптобиржи.
По наблюдению эксперта, редактора собственного Telegram-канала Дениса Бердакова, криптовалюта довольно плотно развивается в Кыргызстане последние полтора года.
«До этого по Бишкеку было 3—4 обменника. Криптовалюта в принципе была интересна узкому кругу программистов для обналичивания зарплат и чиновников, которые как-то пытались получить или вывезти деньги. Но бизнесом криптовалютой не интересовались. Там довольно высокие транзакционные издержки», — рассказывает Бердаков.
Ситуация изменилась примерно полтора года назад, когда российским бизнесменам и олигархам стало понятно, что любые долларовые и евровые активы у них находятся под ударом. И тогда криптовалюты появились как потенциальное решение.
«Понятно, что нужно приобретать товары, причем в больших количествах. Много ли в России крупных технологических проектов? Приходится закупаться в Турции, Китае и, может, чуть-чуть в Индии. Чем платить? Опять же нужны доллары. Но любые долларовые транзакции под юрисдикцией США, они просматриваются, и с ними никто не захочет связываться. Выбор пал на криптовалюты как относительно свободные», — поясняет эксперт.
В результате Бишкек и Ташкент были определены как стратегические центры для операций с криптовалютами. Это стимулировало рост майнинга. Таким образом Кыргызстан готов обеспечить предпринимателям платежное средство для трансграничных расчетов.
«Мы видим, сколько открывается криптоинвестиций, различных криптодомов и т.д. В центре Бишкека они занимают около 15 крупных зданий, офисов. Это, очевидно, инвестиционные криптовалютные фирмы. Причем они активно заходят из Южной Кореи, огромные деньги в создание криптобирж вкладывает российский бизнес. При этом Китай в основном инвестирует в майнинг. Для Кыргызстана это в принципе выгодно, в том числе и потому, что доллары не вымываются из нашей системы. По сути, заходят рубли, меняются условно на какой-то стейблкоин и уходят в Китай», — добавил Денис Бердаков.
Таким образом Национальному банку республики не только интервенциями, но и такими шагами удалось стабилизировать финансовую систему. Кроме того, энергетический сектор значимо зарабатывает на генерации криптовалют.
«Биткоин стоит дорог, его очень выгодно майнить. В том числе и на госпредприятиях. На этом очень сильно зарабатывает госсектор. По факту эти мощности, на которых майнится все это дело, в экономике не используются. По многим ущельям у нас сегодня действуют частные мини- электростанции, там и добывают крипту. Для Кыргызстана это хорошо: выгодно для генерирующих предприятий, для нашего бизнеса, для программистов», — поясняет эксперт.
Несмотря на эти очевидные преимущества, эксперт предостерегает от чрезмерно оптимистичных прогнозов на долгосрочную перспективу. Китай, например, четко обозначил свои намерения, сосредоточившись на развитии своего цифрового юаня в качестве будущей альтернативы криптовалютам. Аналогичным образом Россия изучает концепцию цифрового рубля. Эти планы потенциально могут подорвать криптовалютную индустрию в Кыргызстане в течение следующих 3—5 лет. Международные торговые партнеры, скорее всего, перейдут на использование цифровых валют для трансграничных транзакций.
Кыргызстан должен подготовиться к будущему, в котором цифровые рубли и юани займут центральное место. Нам следует активно рассматривать способы адаптации к этим изменениям. Возможно, уже сегодня следует работать над интеграцией в эту систему цифрового сома.