Опубликовано
26.07.2022, 08:16Ассоциация обменных бюро «Альянс» обеспокоена принятием нового постановления Национального банка об ограничениях на операции между коммерческими банками и обменными бюро. В настоящее время ассоциация готовит письмо, в котором перечисляет возможные риски после принятия документа. Об этом «Акчабар» рассказал председатель организации Думан Рыскулов.
По словам Рыскулова, принятие постановления Нацбанка вероятно связано с вывозом иностранной валюты из Кыргызстана в другие страны, а также с формированием на рынке трех обменных курсов иностранной валюты. Первый — официальный курс на валюту в безналичной форме, второй курс действует в коммерческих банках на наличную валюту, но с условием ограничений при продаже в одни руки, третий курс — курс обменных бюро, где ограничения на наличную валюту тоже имеются, но менее чувствительные.
На фоне этого стали появляться телеграм-каналы, где предлагается обменять валюту нелегально и без лицензии.
«Судя по перепискам в этих каналах, можно понять, что там крутятся бешеные деньги. Мы обращались в Национальный банк, чтобы были приняты меры по искоренению данных групп и сообществ для существования реального конкурентного рынка, который будет формироваться на основе спроса и предложения. Но Национальный банк по какой-то причине решил пойти иным путем, ограничивая сначала покупку казахской валюты. Уже несколько месяцев курс должен устанавливаться на 70% ниже курса НБ КР. А 22 июля ввели еще одно ограничение, которое может повлечь определенные последствия», — прокомментировал Думан Рыскулов.
Одним из таких последствий станет нарушение рыночных механизмов, когда стоимость валюты формируется исходя из спроса и предложения на нее.
«Учитывая геополитическую нестабильность, колебания национальных валют продолжатся как минимум до конца года. Никакие меры Национального банка не смогут это изменить, так как нас затрагивают глобальные процессы. Но ограничительные меры не позволят нам увидеть реальный курс», — продолжил Думан Рыскулов.
Он считает, что с принятием постановления обменный курс будет либо слишком занижен, либо завышен. Кроме того, есть риск спровоцировать рост серого валютного рынка.
Глава ассоциации объяснил, что ранее обменные бюро, получившие лицензии Национального банка, могли заключать двусторонние соглашения с комбанками о конвертации валют. Объемы сделок и курс, по которому они проводились, обсуждались также в двустороннем порядке без вмешательства Нацбанка. Таким образом, обменные бюро при необходимости выступали посредниками между банками и их клиентской базой.
«Теперь же юрлицо при обороте в 1 млн сомов может за один календарный день совершить для клиента одну сделку с коммерческим банком примерно на $11 тысяч. После этого работа останавливается. Таким образом после принятия данного постановления спрос и предложение не будут в полной мере влиять на рынок. Реального курса мы можем и не увидеть», — считает Думан Рыскулов.
Он также отметил, что Национальный банк полагает, что вымывание наличной иностранной валюты из Кыргызстана происходит через обменные бюро.
«Но обменные бюро не могут контролировать, как резиденты и нерезиденты используют средства после проведения операций по обмену валюты. Для контроля над этим необходимо вводить ограничения на физический вывоз валюты. Надо отметить, что подобные решения не входят в компетенцию Национального банка», — резюмировал Рыскулов.
Для решения возникших проблем он предлагает создать комиссию, в которую войдут все участники рынка, представители Национального банка и кабинета министров.