Опубликовано
10.08.2016, 10:19Завершившаяся 17 июня текущего года в странах Европейского союза реформа аудиторской деятельности отразится на работе аудиторских компаний всего мира, в том числе и Кыргызстана. Связано это с тем, что новые правила ЕС повлияют даже на те организации, чьи головные подразделения находятся далеко за пределами Евросоюза. Как именно эта реформа повлияет на кыргызстанский рынок, разъяснил партнер и руководитель практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG в Казахстане и Центральной Азии Мухит Косаев.
[article 102]
По его словам, для кыргызских аудиторов, входящих в международную сеть, реформа не ограничивается помощью европейским коллегам в аудите группы. Если они аудируют группу, чье головное подразделение находится в Кыргызстане, то должны обращать внимание на дочерние подразделения из стран-членов ЕС.
Недостаточное же понимание новых правил может привести к ситуации, при которой европейская аудиторская фирма-партнер, являясь аудитором дочернего европейского подразделения, может не дать разрешение на оказание неаудиторских услуг кыргызской фирме-партнеру, отмечает Мухит Косаев.
Законодательные нововведения по аудиторской деятельности являются сложными, но их можно сгруппировать в три категории: обязательная ротация аудиторской фирмы, ограничения по оказанию неаудиторских услуг и новые требования к аудиторским комитетам. Описанные ниже изменения являются базовыми для ЕС. Каждая страна-член ЕС может и во многих случаях применяет более строгие правила.
Руководитель практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG сообщил, что законодательство применяется в отношении компаний, которые рассматриваются в качестве организаций публичного интереса в ЕС несмотря на то, что их головные подразделения могут находиться вне ЕС. Организации публичного интереса в ЕС включают кредитные учреждения, страховые организации, компании, регулируемые законодательством страны-члена ЕС и компании, выпустившие акции, торгующиеся на биржах ЕС.
[news 4068]
Отдельные страны-члены ЕС не ограничиваются этими критериями, базовыми для ЕС, и могут включать дополнительные критерии, такие как отрасль, размер компании или число работников.
Период оказания аудиторских услуг одной аудиторской фирмой не должен превышать 10 лет. При этом страна-член ЕС имеет право установить более короткий срок. Этот период может быть продлен до 20 лет в случае проведения публичных тендеров по выбору аудитора и до 24 лет при осуществлении совместного аудита. Определение времени для ротации зависит от того, сколько лет аудируемая организация сотрудничала с аудиторской фирмой по состоянию на 16 июня 2014 года.
Аудиторским фирмам запрещено оказывать ряд неаудиторских услуг аудиторским клиентам, например, налоговое и юридическое консультирование, сообщает Мухит Косаев.
Законодательство однозначно запрещает услуги, требующие вовлечения в принятие решения руководства; услуги по ведению бухгалтерского учета и подготовке финансовой отчетности; и услуги, связанные с процедурами по внутреннему контролю управлению рисками.
Для оказания разрешенных видов услуг необходимо получать одобрение аудиторского комитета. Также есть ограничение по стоимости всех неаудиторских услуг, оказываемых аудиторами, в размере 70% от суммы аудиторских услуг.
[news 1125]
Страна-член ЕС может дополнительно ограничить оказание некоторых видов неаудиторских услуг, разрешить определенные виды услуг по налоговому консультированию и оценке, а также установить порог стоимости всех неаудиторских услуг, меньше чем 70%.
Новые правила требуют, чтобы аудиторские комитеты наблюдали за тендерным процессом по выбору аудиторской фирмы. Специальным требованием оговаривается, что не должно быть препятствий для участия средних и малых по размеру аудиторских фирм и рекомендуется выбирать двух поставщиков услуг.
Выбор одного поставщика услуг должен быть обоснованным решением. Законодательство также предъявляет требования к членам аудиторского комитета. Хотя бы один член комитета должен быть экспертом в области бухгалтерского учета или аудита.
В заключение Мухит Косаев отмечает, что в последние годы можно наблюдать существенные изменения, инициированные инвестиционным сообществом в ответ на современные вызовы. Например, с 2016 года вступают правила по представлению расширенных аудиторских заключений для компаний, зарегистрированных на фондовых биржах. Как на практике эти нововведения отразятся на деятельности кыргызского делового сообщества, станет известно в ближайшее время.