Опубликовано
31.10.2017, 16:01Правительство Кыргызстана нацелилось забирать у Национального банка республики больше денег и готовится при поддержки Жогорку Кенеша и президента обязать независимого финансового регулятора отчислять в республиканский бюджет не 70% от прибыли, а 90%. Для этого Министерство финансов разработало проект закона «О внесении изменения в закон КР «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности» от 16 декабря 2016 года и вынесло его на общественное обсуждение.
[news 10096]
В проекте закона только одна поправка: «в пункте 1 части 4 статьи 23 слово "семьдесят" заменить словом "девяносто"». Пойти на такой шаг правительство заставила, как отмечено в справке обоснования от Минфина, необходимость увеличения доходной части бюджета.
Для увеличения размера отчислений до отметки в 90% нашли следующее обоснование:
«В соответствии с Налоговым кодексом КР Национальный банк освобожден от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (кроме имущества, используемого для отдыха, досуга и развлечений) и земельного налога (за исключением земель, используемых для отдыха, досуга и развлечений и/или переданных в аренду). Следовательно, Национальный банк не уплачивает в бюджет никаких налогов, предусмотренных Налоговым кодексом КР».
Проанализировав законы о центральных банках бывших республик СССР, в Минфине увидели, что размеры отчислений от прибыли в доход госбюджета там выше, чем в Кыргызстане.
Так, в России Центральный банк перечисляет в федеральный бюджет 75% фактически полученной им прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В итоге, на примере 2015 года, общий размер отчислений Банка России (75% плюс налоги и сборы) в федеральный бюджет составил 90%, отметили в кыргызстанском Минфине.
Далее в качестве примера Минфин приводит опыт Казахстана и Узбекистана, но фактическую долю отчислений центробанков в госбюджет в этих соседних республиках кыргызстанское ведомство не приводит.
Специалисты из министерства лишь отмечают, что в Казахстане нераспределенный чистый доход Национального банка направляется на увеличение уставного и (или) резервного капиталов в размере, установленного правлением Нацбанка Казахстана, а оставшаяся часть нераспределенного чистого дохода перечисляется в государственный бюджет республики.
В Узбекистане остаток прибыли Центрального банка после пополнения в установленном порядке резервов и фондов целевого назначения перечисляется в доход республиканского бюджета, констатируют в Минфине КР.
Зато в Минфине посчитали сколько бы было перечислено денег в республиканский бюджет, если бы такие поправки приняли еще раньше – на пике прибыльности Нацбанка.
По действующим ставкам НБКР за 2014 год перечислил в доход бюджета отчисления от прибыли в сумме 3.78 млрд сомов, за 2015-й – 4.58 млрд. А при размере отчислений в 90% в госказну поступило бы за 2014-й – 4.86 млрд (+1.1 млрд) и за 2015-й – 5.89 млрд (+1.31 млрд).
[chart 3196]
Скачать документы:
Контакты, куда направлять комментарии по проекту закона в Минфине не указали.
Редакция «Акчабара» приводит общедоступные контакты ведомства:
В случае, если законопроект об увеличении доли отчисления прибыли НБКР в республиканский бюджет одобрит правительство, его направят на рассмотрение в Жогорку Кенеш. При положительном для Минфина решении парламента проект закона поступит на подпись президенту.
Национальный банк начал формировать значительные объемы прибыли в 2014 году – в этот год должность председателя правления главного финрегулятора страны как раз занял нынешний первый вице-премьер-министр Толкунбек Абдыгулов. В тот год прибыль НБКР выросла сразу в 12 раз – до 5 млрд 395.74 млн сомов с 444.17 млн в 2013-м.
[chart 3197]
Основным фактором значительного увеличения прибыли явились доходы по «Чистой прибыли по операциям с драгоценными металлами и иностранной валютой», которые по сравнению с 2013 годом увеличились на 4 млрд 701.94 млн сомов и составили 5 млрд 21.98 млн (за 2013-й – 320 млн сомов).
Такое значительное увеличение произошло из-за того, что в 2014-м резко повысился спрос на иностранную валюту, а также наблюдалась тенденция общемирового укрепления курса доллара США.
Для удовлетворения спроса на USD регулятор стал проводить больше валютных интервенций и выбрасывать на рынок доллары. Это стало главным фактором валютных оттоков, и, следовательно, вызвало рост реализованной прибыли Нацбанка по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами.
В последующие 2015 и 2016 годы ситуация не изменилась и львиную долю прибыли НБКР составляли доходы от «Чистой прибыли по операциям с иностранной валютой и золотом».
[chart 3198]
Валовые международные резервы в этот год опустошились на $280.8 млн (-12.5%). Опустившись ниже уровня в $2 млрд они составили на конец 2014-го $1 млрд 957.6 млн. Структура резервных активов НБ РК выглядела к концу года следующим образом: валютный портфель – 83%, специальные права заимствования – 9.2%, золото – 7.8%.
[chart 3199]
Активное присутствие Нацбанка на валютном рынке негативно отразилось на размере золотовалютного запаса страны. Однако вместе с тем увеличились доходы регулятора и, соответственно, его 70-процентные отчисления от прибыли в республиканский бюджет. Дошло до того, что в 2015-2016 годы НБКР стал вторым после оператора Кумтора плательщиком в казну для правительства, а Минфин начал планировать бюджет с учетом прогноза доходов финрегулятора.
В 2016 году объем интервенций сократился – Национальный банк стал больше покупать долларов, чем продавать. Его прибыль в сравнении с 2015-м сократилась в 1.7 раза – c 6 млрд 542.6 млрд сомов до 3 млрд 777 млн.
Комментируя «Акчабару» в январе этого года показатели по прибыли, тогда еще глава НБКР Абдыгулов заявил, что снижение прибыли Национального банка – это положительный сигнал для общества и страны: «Это означает что НБКР все меньше и меньше выходит с интервенциями, и, соответственно это говорит о том, что мы потихоньку возвращаемся в сферу стабильности».
Исторические данные показывают, что ежегодная прибыль Нацбанка колебалась в пределах 100-300 млн сомов. Только два последних года регулятор является вторым по величине плательщиком в бюджет для правительства. Но это все связано с ситуацией на валютном рынке, заявлял Абдыгулов, подчеркивая, что политика Министерства финансов по включению прогноза доходов НБКР в бюджет недопустима, о чем регулятор неоднократно предупреждал министерство.
С 2010 года операционные расходы НБКР выросли почти в 2.5 раза и в 2016 году они достигли 1 млрд 421.6 млн сомов. Их большую часть составляют административные расходы – 931.74 млн сомов. Траты на изготовление банкнот и монет, выпущенных в обращение, равнялись в прошлом году 277.96 млн. На прочие расходы руководство регулятора выделило 211.85 млн – данные траты на пору сотен миллионов сомов в отчетности никак не детализированы.
[chart 3200]
В административных расходах большую долю занимают заработная плата, отчисления в Социальный фонд, амортизация и износ, а также ремонт и обслуживание. Больше 5 млн Нацбанк тратит на канцелярские изделия. Тут также есть недетализированные прочие расходы всего лишь на 17.4 млн сомов.
[chart 3201]