Опубликовано
07.01.2021, 06:00Женщины вносят важный вклад в рост и развитие во всем мире благодаря своему участию в экономике и торговле, несмотря на то что они сталкиваются со многими сложными гендерными проблемами. Принятие мер для обеспечения того, чтобы каждый имел доступ к равным экономическим возможностям, позволит женщинам сыграть ключевую роль в устойчивом восстановлении экономики. Своим мнением с «Акчабаром» поделилась экономист Нургуль Акимова.
Эксперт отмечает, женщины работают или владеют бизнесом, чтобы поддерживать свои семьи, берут на себя большую долю заботы и домашних обязанностей и с большей вероятностью будут принимать решения о доходах домохозяйства, которые приносят пользу их семьям.
[news 31070]
«Что касается торговли, мы видим, что женщины-предприниматели, как правило, быстрее развивают свой бизнес и нанимают больше людей, как мужчин, так и женщин, что может способствовать экономическому росту, инновациям, производительности, сокращению бедности и развитию. Однако статистика показывает, что женщинам принадлежит только одна из пяти компаний-экспортеров. Из-за своего размера и отраслевой концентрации предприятия, возглавляемые женщинами, больше страдают от таких потрясений, как COVID-19», — говорит она.
Нынешняя ситуация требует от нас того, чтобы кризис не усугубил существующее гендерное неравенство, которое сказывается на доступе женщин к ресурсам и равным экономическим возможностям. Так как это дает нам стимул к вовлечению женщин как части решения по обеспечению экономической устойчивости после пандемии и просто потому, что это «разумная экономика». Сейчас, как никогда, важна всеобъемлющая повестка дня, в которой учитываются гендерные роли и потребности.
Характерные рынку тенденции последние периоды также коснулись женского предпринимательства. Речь идет о следующей актуальной повестке:
[news 30960]
Только разница для женщин оказалась в том, что женщины-предприниматели начинают сталкиваться с дополнительными препятствиями, связанными с изменениями как в производственно-сбытовых цепочках, так и в политической среде. Эти проблемы варьируются от доступа к информации, навыкам, ресурсам и сетям до интеграции в рынки государственных закупок, навигации по процедурам экспорта и импорта или вопросам инфраструктуры, а также к обеспечению того, чтобы правительство выполняло свои обязательства по расширению экономических прав и возможностей женщин.
2020 год показал, что если не будет предпринято никаких действий, многим женщинам-предпринимателям придется уволить сотрудников или даже закрыть свои фирмы, уделять больше времени уходу за детьми и домашним обязанностям, а также заниматься укреплением гендерных стереотипов. Они также будут бороться за то, чтобы воспользоваться преимуществами новых рыночных возможностей и пакетов государственной поддержки. Однако, если будут предприняты программные меры поддержки, женщины-предприниматели смогут извлечь выгоду из возможностей электронной коммерции, получить прибыль от инвестиций в гендерные аспекты и иметь больший контроль над производственными ресурсами. Они будут вносить больший вклад в валовой внутренний продукт и будут иметь большее влияние и право принимать решения.
«Мы должны осознавать, что последствия бездействия будут ужасными. Сотрудничество и поддержка со стороны различных групп заинтересованных сторон являются фундаментальной частью решения. Корпорациям, политикам и международному сообществу следует учитывать не только экономические аспекты, но и социально культурные. COVID-19 коренным образом изменил бизнес и политический ландшафт, в котором работают компании и правительства. Производственно-сбытовые цепочки, на которые приходится почти половина международной торговли, испытали множественные и частично совпадающие шоки с точки зрения изменения потребительского спроса, нарушения сетей поставок и логистики, нехватки рабочей силы и ускорения внедрения технологий. В прошлом было невозможно вообразить широкомасштабное государственное вмешательство с такими значительными последствиями для торговых и инвестиционных режимов, лежащих в основе глобальных цепочек создания стоимости», — говорит Нургуль Акимова.
Сейчас, когда экономические последствия непропорционально сильно сказываются на женщинах, есть риск обратить вспять прогресс, достигнутый в достижении гендерного паритета. Однако при надлежащей поддержке женщины-предприниматели и предприятия, возглавляемые женщинами, могут сыграть центральную роль в восстановлении экономики.
[news 30809]
Уже будучи обремененными неблагоприятными условиями на рынке труда и системным неравенством, женщины непропорционально сильно пострадали от потери работы, сокращения рабочего времени и банкротства из-за пандемии. Женщины составляют значительную долю работников в секторах и сферах, которые более подвержены экономическим спадам и предлагают меньшую социальную защиту, например сельское хозяйство, производство и гостиничный бизнес. Эти секторы зависят от процессов международной цепочки поставок, которые были приостановлены или затруднены.
Этот кризис требует немедленных и долгосрочных действий, поскольку большинство работников, находящихся на переднем крае пандемии, — женщины. Кроме того, женщины во всем мире испытывают асимметричные потрясения на рынках труда, в неформальном секторе, а также в качестве опекунов и родителей.
В связи с вышеизложенным необходимы такие безотлагательные меры, как:
[news 30808]
Доводы Нургуль Акимовой подтверждает председатель Ассоциации специалистов по инклюзивному образованию Кыргызстана Жибек Шарапова. По ее словам, во время пандемии образовательному бизнесу пришлось тяжелее, в отличие от тех предприятий, которым разрешили работать.
«С марта по ноябрь наши школы были на дистанционном обучении. Это подразумевает снижение оплаты, однако аренда помещений осталась. Нам не посчитали апрель и май, а с июня месяца мы платили полностью», — разъясняет частный предприниматель.
Шарапова отметила, что карантин стал проверкой на выживаемость. Школы до сих пор расплачиваются с долгами.
«Мы постарались сохранить свои кадры. Учителям выплачивали зарплаты, отпускные, чтобы карантин не затронул сотрудников. Преподавателям, которые были единственными кормильцами, помогали продуктами», — сказала она.
Несмотря на сложности, школы совместно с японскими партнерами собрали гумпомощь на 1 млн сомов. Сейчас школы работают в обычном режиме и стараются сократить свои долговые обязательства.