akchabar logo with typographysearch

    Опубликовано

    31.08.2024, 11:57

    Художник-прикладник Чолпон Аламанова: «Кошого — мой личный космос»

    Швейная промышленность — один из источников загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами, которые влияют на биоразнообразие и приводят к деградации экосистем. По оценкам исследователей, ежегодно во всем мире производится 92 млн тонн текстильных отходов. Художник-прикладник, основательница школы курак Чолпон Аламанова дает лоскуткам ткани вторую жизнь, создавая из них панно и одежду.

    Впервые шитье в лоскутной технике Чолпон попробовала в 12 лет. Девочка интуитивно сшивала лоскутки ткани, а родственники и друзья, зная о ее увлечении, приносили ей вырезки из журналов или календари с изображением изделий в технике курак, а Чолпон пыталась повторить что-то похожее.
     

    «Никогда не думала, что мое хобби станет когда-нибудь моей профессиональной деятельностью. Уже профессионально начала заниматься кураком в 2010 году, а в 2014-м открыла школу. В тот год я развелась и мне надо было чем-то заниматься. Помню я задумалась: Что мне нравится делать больше всего? Что у меня хорошо получается? Поняла, что люблю шить курак, но делать просто тошоки — неинтересно, шить сувениры и отправлять их на экспорт тоже не очень интересно. И тут пришла идея обучать этому. Но когда я кому-то говорила об этой задумке, все в один голос твердили: Это провальный бизнес! Никто не придет, кому интересно шить тошоки? Только бабушкам!»,  — говорит Чолпон Аламанова.

    Когда Чолпон открыла школу, у нее было всего две машинки, а учиться пришли друзья и близкие. Но потом благодаря соцсетям о ней стали узнавать, звонили и записывались на курсы.

    «Большая часть моих учениц — это женщины, которые уже реализовали себя в своих профессиях и хотят реализовать себя в творчестве. Это женщины, которые вышли на пенсию, у них дети и внуки выросли, и они теперь хотят заниматься тем, что им нравится. Творчество для них — это самовыражение, в котором они находят себя и получают удовольствие», — говорит она.

    Кстати, работы мастерицы экоориентированы, так как шьются из остатков швейного производства. Многие, кто покупает ее панно и одежду, не знают, что они сделаны из переработанного сырья, а узнав об этом ценят их еще больше.

    «Когда я была студенткой, у меня не было денег на покупку огромного количества тканей, на градацию цветов и фактур. Я ходила по рынку «Дордой» и собирала там остатки непроданных тканей. Либо ходила по ателье и к тем, кто шьет на дому и просила у них остатки. Вначале эта была потребность из-за нужды. Потом я стала собирать остатки лоскутков из швейных цехов, потому не понимала, зачем покупать новую ткань, если столько тканей выкидывается. В то время в городе был период катастрофического смога, и я понимала, что в большей степени это происходит от того, что сжигается ткань, и мы дышим ядовитым дымом сожженной синтетики. Тогда появился проект экокурак, мы ездили по цехам и рассказывали о нашей идее и о том, что хотим через искусство и творчество сохранять экологию нашего Кыргызстана», —  рассказывает Чолпон Аламанова.

    Сейчас у нее много подруг и знакомых, которые работают в швейных цехах, и, когда собирается достаточное количество ткани, говорят об этом Чолпон и она их забирает. А еще она вместе с ученицами делится яркими отрезами с теми, кому они необходимы для творчества.

    Социальные проекты в работе художницы, по ее мнению, самые интересные.
     

    «У нас были проекты с ADRA, где были ученицы от 75 до 85 лет. И это такие удивительные женщины, которые нам, молодым, фору дадут! Их глаза горят молодостью, потому что они обучаются чему-то новому и радуются тому, что у них получается. У кого-то из них тряслись руки, кто-то плохо видел, но при этом никто не жаловался, все шили», — рассказывает Аламанова.

    Чолпон рассказывает, что сейчас ее работы настолько самостоятельные, что порой путешествуют сами по выставкам в разные страны. А началось все с самой первой работы — свадебного кошого, которое, по мнению Чолпон, открыло перед ней все двери и новые возможности.
     

    «Свадебное кошого символизирует замужество, но замуж я не вышла. Но именно с этой работой для меня открылись все двери мира. Как только я ее закончила, меня с ней пригласили в Японию, потом в Турцию, Санкт-Петербург. Фотографии уже побывали во многих календарях. Все, о чем я мечтала, сбылось после того, как я его сшила. Я считаю это кошого своим талисманом и не продаю его», — говорит она.

    Несколько работ украшают стены в школе Чолпон Аламановой. Одна из них — «Красная дверь».
     

    «В детстве, когда смотрела фильмы или читала книги, в них всегда что-то необычное и удивительное скрывалось за красной дверью и я мечтала: Когда вырасту, у меня в доме тоже будет красная дверь. На двери ключ, символизирующий те знания, которых сейчас в мире огромное множество, с их помощью можно улучшить свою жизнь, сделать ее более насыщенной и интересной. Но не всегда мы этими ключами умеем пользоваться: есть ключ, но нет замочной скважины. И это уже работа самого человека, как применить свои знания, чтобы попасть в этот волшебный мир чудес, в который он так стремится», — говорит девушка.

    В голубых и синих оттенках выполнена работа «Мудрость гор», на которой красуются горные пики. Чолпон рассказывает, что проезжая мимо гор часто задумывалась о том, что они видели. А ведь мимо гор прошли разные поколения людей, горы видели войны и счастливые времена. И эта работа посвящена нашей горной стране.

    Еще одна, пожалуй, самая необычная работа — «Кошого — мой личный космос». Она сделана совместно с ученицей Маншук Есдаулет, которая сейчас уже является самостоятельным художником. Работа выставлялась на выставке в музее ИЗО и произвела тогда настоящий фурор. Съемные фрагменты от панно можно было отстегнуть и потом вновь вернуть на место.

    «Кошого символизирует личную жизнь молодой невесты, но иногда личные границы и личное пространство женщины нарушаются в ее семье же и происходят ментальные дыры, но люди на выставке могли закрыть эти бреши. Также и окружающие нас люди могут помочь советом, обнять, поддержать и собрать разбившееся воедино. Мы все можем как разрушить друг друга, так и восстановить», — поясняет Чолпон.

    Она говорит, что иногда некоторые воспринимают курак простыми лоскутными одеялами, которые они видели с детства, и считают, что ничего интересного в них нет. На самом деле курак настолько пластичен и умеет трансформироваться. Через эти символы и лоскутки художник может выразить все свои мысли: пугающие, волнующие, вдохновляющие и через свою работу рассказать об этом.

    «Я мечтаю, чтобы как можно больше людей узнали о кураке, полюбили его и использовали эту технику. Так, однажды в разных странах мира узнают о нас и будут говорить, что Кыргызстан свою культуру и традиции развивает благодаря кураку и при этом вносит вклад в сохранение экологии», — заключает Чолпон.


    Читать похожее