Опубликовано
21.11.2023, 08:48Общий объем государственных закупок в Кыргызстане в 2022 году превысил 40 млрд сомов, средний показатель за пять лет — 56.2 млрд сомов. Это огромный рынок для бизнеса. Причем главным его преимуществом является то, что госзакупки позволяют подписывать контракты на самом крупном в стране рынке сбыта. Такая работа приносит деньги, а это главное для бизнеса.
Долгое время рынок государственных закупок был кругом избранных. Попасть в систему поставщиков было крайне сложно, как говорится, доступ был только для своих. Часто госзакупки сопровождались коррупционными схемами. Ситуация изменилась после масштабной реформы, результатом которой в том числе стал запуск в 2015 году портала государственных закупок. Это позволило сделать систему закупок прозрачной и предсказуемой.
Изменения системы способствовали расширению круга участников государственных закупок. Сегодня насчитывается более 34 тысяч поставщиков товаров и услуг для госсектора, из которых 31 тысяча активно участвует в торгах. Причем в этот список может попасть любое юридическое лицо, которое работает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Круг участников включает как крупные корпорации, так и быстрорастущие предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей. Как правило, для того, чтобы принять участие в государственном тендере, юрлицу нужно выполнить ряд требований. Есть стандартная часть, обязательная для всех, и специальные требования, которые могут быть введены при проведении конкретной закупки.
Государство не раздает деньги просто так, направо и налево. Госзаказчик должен быть уверен, что бизнес выполнит взятые на себя обязательства. Учитывая, что речь идет о государственных деньгах, внимание к поставщику повышенное. Здесь в игру вступает еще одно обязательное требование — банковская гарантия.
Банковская гарантия — это способ обеспечить исполнение взятых на себя обязательств, своего рода страховка от их невыполнения.
«Допустим, есть две стороны договора, но одна из них по каким-то причинам может его не исполнить, а вторая — не готова рисковать. Тогда риск возьмет на себя банк. Если первая сторона не выполнит взятые на себя обязательства, то именно банк заплатит неустойку, пени или возместит убытки второму участнику договора», — говорит начальник отдела кредитования бизнеса «Кыргызкоммерцбанка» Эрлан Муратбеков.
То есть у такой сделки появляется третья сторона, за счет чего происходит распределение риска. Но здесь важно понимать, что банковские гарантии бывают разные.
Первый вид — тендерная гарантия. Это своеобразный входной билет для участника закупки, чтобы показать серьезность намерений. Данная гарантия выдается банком для участия компании в конкурсе и подтверждает, что юрлицо, которое претендует на выполнение госконтракта, соответствует всем требованиям и способно исполнить взятые на себя обязательства. Гарантом этого выступает банк, который предоставил документ. Иными словами, закупающая сторона отдает на аутсорс финансово-кредитному учреждению проверку клиента.
«Гарантию не может получить человек со стороны. Мы полностью проверяем его, как и в случае выдачи бизнес-кредита, то есть его кредитную историю, платежеспособность, наличие обеспечения, проводим интервью с соискателем и т.д.», — продолжил Эрлан Муратбеков.
После того как тендер прошел, причем не важно, выиграла компания или нет, действие документа заканчивается. Так как он действует только на момент конкурса.
«Если же заказчик хочет быть уверен, что компания выполнит взятые на себя обязательства, то он может запросить у подрядной организации гарантию на исполнение контракта», — пояснил глава отдела кредитования бизнеса «Кыргызкоммерцбанка».
И это как раз уже второй вид банковской гарантии, который зачастую используют при исполнении государственных закупок.
В Кыргызстане рынок банковских гарантий достаточно широк. Почти все коммерческие банки, а их на рынке 22, готовы предоставить бизнесу такую услугу. При этом здесь, как и при оказании любой другой услуги, есть свои отличия: по валютам, в которых банк готов дать гарантию, срокам, сумме гарантии и комиссиям.
Ставки зависят от залогового обеспечения — если это деньги, то они ниже, если имущество, то выше. В целом по рынку комиссия за предоставление банковской гарантии под залог денег варьируется от 0.3% до 1.5%, при этом самая низкая ставка у «Кыргызкоммерцбанка».
Что еще является не менее важным — сроки выдачи тендерной гарантии. Это, безусловно, имеет значение для бизнеса.
«Наш банк предоставляет гарантию за один день, если в залог бизнесмен оставляет деньги. К примеру, сегодня вы подали заявку, завтра мы предоставляем гарантию. Если же речь идет о залоге имущества, то на это потребуется чуть больше времени, 3—5 дней. Это связано с тем, что нашему специалисту необходимо выехать на место, посмотреть залоговое имущество и оценить его. Если все в порядке, мы предоставляем тендерную гарантию. Также постоянным клиентам мы открываем кредитную линию, в рамках которой наши клиенты могут получать и банковские гарантии. У нас есть компании, которые каждую неделю получают банковские гарантии. В таком случае кредитная линия очень удобна и экономит много времени как для клиента, так и для нас. В рамках ее они могут в любой момент получить от нас банковскую гарантию», — добавил Муратбеков.
Вместе с тем банковская гарантия имеет очень широкий спектр использования в мире. Ее еще называют альтернативой кредитам. К примеру, банковские гарантии можно предоставить вместо предоплаты за продукцию или услуги. При этом стоимость гарантии будет ниже, чем стоимость кредита. В первом случае процент до 7%, во втором — выше 20%. Разница ощутима. Это связано с тем, что банковская гарантия — это не деньги, а обязательство, что снижает риски банка: вместо риска невозврата кредита, банк рассчитывает только вероятность появления такого риска. Отсюда и более лояльное отношение к клиенту.