Опубликовано
15.09.2023, 03:47В Жогорку Кенеше депутат Алишер Эрбаев поднял вопрос о национализации разрабатываемого китайской компанией ОсОО Full Gold Mining месторождения золота Иштамберди. Оно расположено в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области.
Депутат пояснил «Акчабар», почему он поднял вопрос национализации.
— Депутаты комитета по аграрной политике, водным ресурсам и региональному развитию побывали на месторождении. Мы провели там выездное заседание комитета. Поводом послужили обращения жителей Ала-Букинского и Чаткальского районов на последствия работ по добыче.
— Нами был установлен ряд грубейших нарушений. Они были подтверждены и сотрудниками экологического и технического надзора при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора. По 117 нарушениям компании были выписаны предписания, применялись штрафные санкции. По настоящее время 88 пунктов предписания компанией не исполнены. Это абсолютное игнорирование компанией всех норм закона.
— Отсутствует комната со стендами, на которой должна быть написана техника безопасности при добыче золота. Как сотрудникам, так и тем, кто пришел посетить месторождение, они должны провести инструктаж, зарегистрировать их в журнале. Ничего этого там не было. Кроме того, у сотрудников нет униформы, бейджиков, у тех, кто работает в шахте, нет специальных осветительных приборов. Нет казармы или общежития для работников, они живут в обычных вагонах. Вместо столовой — навес. Кругом антисанитария. На открытом пространстве хранится аналог цианита китайского производства. Чтобы там найти нарушения, даже не нужно быть специалистом.
— По нашему закону не менее 70% должны быть наши граждане. Но обычно к приезду различных проверок китайцы, можно сказать, «растворяются». Остается один какой-нибудь инженер, который не понимает языка и говорит, что руководство и все остальные уехали в Бишкек и прочее. Это почти всегда так. Они бегают, где-то прячутся, в кабинетах закрываются. Вот таким образом они осуществляют свою деятельность. Я им сказал, что нужно привезти к ним китайского посла, чтобы он видел, что они полностью разрушают экосистему региона. Хвостохранилище полное отходов цианита, его один раз уже прорвало.
— Есть видеофиксация того, что ночью идет слив отходов в реки. Видео я предоставил соответствующим органам. А из этих рек пьют воду жители наших двух Ала-Букинского и Чаткальского районов и скот, а дальше вода идет в Узбекистан.
— Наш комитет вынес решение о рассмотрении вопроса приостановки лицензии данной компании и национализации. Кыргызстан передал им месторождение в 2008 году за подписью премьер-министра Чудинова без каких-либо конкурсов. Мы изучили постановление и оказалось, при передаче перед компанией был поставлен ряд условий, которые на сегодня не выполнены. То есть арендная плата не платится, пул не платится компанией, также они не оплатили за лесопотери и сельхозпотери. Это миллионные суммы. Лицензиант не выполняет свои обязательства перед государством.
Также, согласно постановлению, мы передали им для добычи только одну лицензионную площадь, а сейчас у них их четыре. Вопрос, кто и на основании чего им передал еще три лицензионные площади? Также есть информация, что там третий раз меняется руководство. Получается, лицензия без ведома Кыргызской Республики передается из рук в руки. Где госконтроль?
— Я сделал анализ и оказалось, на территории Чаткальского и Ала-Букинского районов по одним данным 174 месторождения, по другим — 176. И наше государство даже не знает, сколько лицензий находится на руках и сколько из них на стадии изучения, сколько на стадии геологоразведки и сколько лицензий в условиях добычи, а сколько в государственном запасе. Запрашиваешь и получаешь разные данные. Такого не должно быть. Должен быть четкий учет. Государство должно знать, кто чем занимается. Мы поставили вопрос о временном моратории на добычу, потому что некоторые берут лицензию на изучение или разведку, а сами занимаются добычей. Поэтому народ возмущается.