Опубликовано
18.01.2018, 05:24Рынок моментальных платежей и электронных кошельков Кыргызстана стал полем битвы между банками, платежными системами и мобильными операторами. Последние на фоне снижения выручки от основной деятельности и под впечатлением от модных слов «финтех», «скоринг» и «стартап» пытаются откусить часть пирога у коммерческих финучреждений.
Лично я скептически отношусь к попыткам «мобильной троицы» выйти на финансовый рынок. И у меня есть пять простых причин не доверять этим компаниям.
[news 3789]
Оператор мобильной связи будет рад увести вас в «ноль»: сжечь все деньги на вашем балансе, а затем еще предложить кредит. Для этого могут использоваться различные тактики. Оператор будет рад, если ваш iPhone отправляет SMS в Великобританию для регистрации в iMessage/Facetime. Подключит вам ненужную услугу или после окончания пакета будет продавать интернет-трафик по 1 сому за мегабайт. Чем больше денег у вас на балансе, тем больше возможностей заработать для оператора.
Мобильные операторы — одни из самых хитрых охотников за выручкой. Они сначала подключат миллиону абонентов бесплатную и бесполезную услугу, а через некоторое время без предупреждения сделают эту услугу платной. Именно так получилось с MegaCom и платно-бесплатной услугой «На связи». Компания каждый день списывала с абонентов 1.17 сома за бесполезную услугу. Через неделю после публикации она подписала капитуляцию.
[news 9939]
Читатели, которые бывают за рубежом, наверное, обращали внимание на то, как медленно расходуются интернет-пакеты за границей по сравнению с Кыргызстаном. Обращали внимание на условия округления интернет-сессий в тарифах местных операторов? Задумывались, зачем операторам округлять каждую сессию по 100 Кб? Все просто: чем чаще, но короче по длительности и объему интернет-сессии, тем больше интернет-трафика можно начислить клиенту.
Еще одна причина частых обрывов — плата за число активных абонентов в пользу компаний, предоставляющих оборудование и программное обеспечение мобильным операторам. Чем больше емкость сети оператора, тем выше оплата.
Разговоры о внедрении переносимости номеров идут в КР не первый год. Закон об отмене мобильного «рабства», подписанный экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым, вступил в силу с 1 января 2018-го. По состоянию на 17 января ни один из трех мобильных операторов не готов к предоставлению подобной услуги абонентам. Представьте ситуацию, когда один из коммерческих банков не выполняет нормативы или предписания Национального банка.
[article 192]
MegaCom (ЗАО «Альфа Телеком») который год не могут продать. За организацией тянется шлейф из сына бывшего главы государства Максима Бакиева, национализации, мистических аукционов и судебных разбирательств, а бывший генеральный директор компании отбывает срок.
У Beeline (ОсОО «Скай Мобайл») случаются проблемы с государством по причине разного подхода к налоговому администрированию или всплывают скандалы (в 2015 году фирму покинули шесть директоров). Кроме того, компания является частью холдинга VEON, и именно штаб-квартира определяет операционную деятельность мобильного оператора.
[news 8854]
Бывший генеральный директор мобильного оператора О! (ОсОО «НУР Телеком») Алексей Модин — главный свидетель по делу депутата Омурбека Текебаева. Кроме того, оператор О! фактически принадлежит казахстанской инвестиционной группе VISOR Holding. Компания известна тем, что ранее владела лицензией на разработку золоторудного месторождения Джеруй. В 2010-м лицензия аннулирована временным правительством, а в 2013 году казахстанцы подали к Кыргызстану иск на сумму $548 млн в международный арбитраж.
Перечисленных пяти причин лично мне достаточно для отказа от финансовых услуг мобильных операторов в пользу существующих платежных инструментов. Единственное, что могу доверить одной из компаний, — это закинуть 130 сомов для списания абонентской платы за Интернет и разговоры на неделю.