Опубликовано
24.12.2024, 17:39Заявление вновь назначенного главы Государственной налоговой службы Алмамбета Шыкмаматова об отмене ЭТТН и в целом о необходимости снижения фискальной нагрузки на предпринимателей, сделанное накануне, на заседании комитета в ЖК— четкий сигнал властей перезапустить отношения с бизнесом.
Слова Шыкмаматова, прозвучавшие на заседании в Жогорку Кенеше, разительно контрастируют с прежней риторикой, когда акцент делался на ужесточение фискального контроля. В своем выступлении он подчеркнул, что рост налоговых поступлений не всегда говорит о росте экономики. По его словам, настоящая экономика — это когда одновременно процветают и бюджет, и население. Если бюджет растет, но народ страдает, то это нельзя назвать экономическим ростом. Такое заявление фактически означает отход от курса прежнего главы кабинета министров Акылбека Жапарова — курса жесткой фискализации.
Заявление главы ГНС свидетельствует о намерении властей Кыргызстана пересмотреть и обновить формат взаимодействия с бизнес-сообществом.
Команда президента, видимо, уловила все более явственные сигналы озабоченности бизнеса, когда крупные игроки почти во всех сферах «замерли» до прояснения ситуации.
Дополнительным подтверждением такого подхода стала реакция пресс-секретаря Садыра Жапарова. Спустя всего несколько часов после напряженной дискуссии в ЖК между Алмамбетом Шыкмаматовым и его прямым руководителем, недавно назначенным первым заместителем председателя кабинета министров Данияром Амангельдиевым.
Садыр Жапаров через своего пресс-секретаря передал кабмину: «Налоги не должны превращаться в чрезмерное бремя для народа!»
Иными словами, команда президента Садыра Жапарова осознает накопившееся недовольство бизнеса и намерена перезапустить эти отношения. И здесь «голубем мира» между властью и бизнесом выступает Алмамбет Шыкмаматов.
Известный своими либеральными взглядами и долгой карьерой в оппозиции он олицетворяет часть президентской команды, которая стремится чувствовать настроения масс, включая предпринимателей. Его заявление указывает, что власти намерены пересмотреть подход государственных органов к работе с бизнесом. В частности, карательный характер взаимодействия меняется на партнерский.
Как стало известно от источников «Акчабар», новый глава ГНС придерживается четкой позиции, что «суды не должны по умолчанию занимать сторону государства в спорах с бизнесом», касающихся экономических вопросов. Он уверен, что рассмотрение таких дел должно вестись исключительно, по существу.
Это еще один сигнал бизнесу — о более справедливом подходе.
Судя по цитируемости выступления Шыкмаматова в прессе и в социальных сетях, общество положительно восприняло сигнал властей. Многочисленные инфлюенсеры и представители предпринимательской среды отметили, что такие перемены давно назрели.
Однако перемены сопровождаются противостоянием внутри аппарата власти. Глава кабмина и его заместитель — Адылбек Касымалиев и Данияр Амангельдиев — выступили против инициатив Шыкмаматова. Они попытались забюрократизировать проблему, переведя ее рассмотрение в формат специально созданной комиссии для детального изучения данного вопроса. Тем не менее поддержка президента позволила новому главе ГНС переломить ситуацию и продвинуть повестку на смягчение подходов к бизнесу.
Происходящее можно расценить как исправление перегибов предыдущей политики, которая вызывала у бизнеса серьезные опасения. Уход в отставку прежнего главы кабинета министров — Акылбека Жапарова, как и появление новых лиц во власти, говорит о том, что администрация президента дистанцируется от прежней жесткой линии.
Предприниматели уже давно выражали недовольство избыточным фискальным давлением, и новая стратегия властей может стать своего рода «вентилем» для выпуска накопившегося напряжения. При этом представители предыдущей команды Акылбека Жапарова, включая Касымалиева и Амангельдиева, продолжают открыто отстаивать прежний курс, аргументируя необходимость своих действий в рамках ранее выбранной политики.
Между тем автономное поведение главы ГНС и его публичное расхождение во мнении с непосредственным руководителем — Данияром Амангельдиевым, стали демонстрацией накопившегося негатива у бизнеса. Этот негатив, судя по всему, теперь направлен на конкретных лиц, которые ранее выступали инициаторами и реализовывали политику, связанную с чрезмерной «фискализацией». Она и стала причиной перегибов, последствия которых нынешняя администрация пытается исправить. И сегодня мы наблюдаем своеобразную «канализацию» недовольства предпринимателей, вызванную предыдущими управленческими подходами.
И похоже, что этим не доволен не только бизнес. По крайне мере это читается в заявлении Шыкмаматова о том, что он намерен поднять вопрос о привлечении к ответственности людей, стоявших за внедрением ЭТТН.