akchabar logo with typographysearch
    Main photo
    Источник фото: Акчабар

    Опубликовано

    31.05.2022, 03:33

    Бросила работу в IT-компании в США ради своего дела в КР — Динара Руслан

    Профессии IT-индустрии уже не первый год представляются самыми привлекательными для молодежи, но в реалиях Кыргызстана их освоение кажется доступным не для всех. Вместе с тем ведущие программисты страны все больше стремятся развеять данный миф, например, как это делает героиня нашего интервью Динара Руслан. В интересной беседе с «Акчабар» она рассказала, как можно добиться успеха в сфере IT и зарабатывать до $10 тысяч в месяц.

    — Как вы попали в IT-индустрию?

    — Моя карьера в IT-индустрии началась в Калифорнии, когда я училась на магистратуре по направлению менеджмента информационных систем. Тогда я получила свою первую работу.

    — С чем был связан ваш первый проект в США?

    — Он был связан с продвижением банковских услуг в интернете. Мы работали над программой дистанционной выдачи платежных карт. Сейчас почти все банки уже внедрили себе подобную систему, но тогда, в 2012-2013 годы, это было началом новой волны.

    — Что было до магистратуры?

    — Я окончила политехнический колледж при Международном университете Кыргызстана, куда попала случайно, а после продолжила учебу в этом же вузе по специальности программист. В те годы я параллельно проходила стажировку в студенческой организации AIESEC и участвовала в ее проектах по своей специальности. Мы работали над проектом по распространению бесплатного Wi-Fi в местах общепита. На последних курсах в университете я начала воплощать свои небольшие проекты, но моя первая серьезная стажировка была все-таки в Америке.

    — Сколько вы проработали в Калифорнии? Что стало причиной вашего возращения?

    — Я проработала в Калифорнии два года. Тогда у меня была цель исполнить свою детскую мечту — купить собственную квартиру. В 2016 году я ее реализовала, а потом стала думать над тем, что я могу делать такого классного и полезного, находясь в Бишкеке, но работая на мир. В итоге я решила оставить свою работу в Калифорнии и основать здесь свое дело.

    — Каких успехов вам удалось достичь в своем бизнесе?

    — Открытие нашей компании совпало с началом карантина из-за пандемии COVID-19. Тогда я думала, что мы не выживем. Но наши эксперименты и возможности цифровых технологий дали свои плоды, что спустя два года международные инвесторы оценили рыночную стоимость нашей компании в $5 млн, а объем привлеченных инвестиций — в $400 тысяч. Это своего рода история, потому что мы стали первой IT-компанией Кыргызстана, которая получила такую высокую оценку на глобальном рынке.

    — Какая у вас следующая цель?

    — Наша цель стать первым «Единорогом» в Центральной Азии. Мы хотим последовать примеру IT-компании Unicorn, которая оценивается в более $1 млрд. Такого еще не было ни в одной стране нашего региона.   

    — Что для вас было труднее: конкурировать с лучшими специалистами мира в США или начать здесь бизнес с нуля?

    — Так сразу и не ответишь, но я помню, как мне было страшно за границей. Я улетела в Америку, накопив личные сбережения, и за все это время ни разу не просила у родителей ни одного доллара. Я работала там на двух работах и была настроена на то, чтобы у меня все получилось, иначе я бы потеряла уважение к себе и мне было бы стыдно перед родителями. Несмотря на это, у меня был период, когда на счету оставалось всего $80, и я не знала, что делать. В такие моменты было страшнее всего и усиливался синдром самозванца, который преследовал меня всегда.

    Я помню это чувство, и, наверное, поэтому в Америке было сложнее. Мне было всего 22-23 года: я была моложе, неопытной и одна — не было чувства защищенности.

    Здесь уверенность уже была, что даже во время трудностей при запуске проекта со мной были мои друзья и моя семья. Я знала, если у меня что-то не получится, то я могу вернуться к родителям, и все будет хорошо.

    — Сегодня вашу компанию оценивают в $5 млн. Скажите, с какой суммой вы начинали и кто был вашим первым инвестором?

    — Я сама (смеется). Я вложила свои личные деньги — около $5 тысяч. Причем большая часть вложенных средств потребовалась не на запуск проекта, а на то, чтобы удержать его на плаву — это переезд в новый офис и выплата зарплат во время карантина. Я понимала тогда, что у моих ребят нет сбережений и мне нужно продолжать выплачивать им заработную плату, поэтому во время карантина я доинвестировала еще некоторую сумму из личных накоплений.

    — Какую сумму могут зарабатывать наши IT-специалисты, работая удаленно с международными компаниями?

    — Здесь сложно назвать точный диапазон. К примеру, начинающие  IT- специалисты зарабатывают от $1 тысячи месяц. У C-level positions размер заработной платы может доходить до $7 тысяч, а то и больше.

    — В каких странах программисты из Кыргызстана наиболее востребованы?

    — Они востребованы везде. У меня есть коллеги, которые работают и на США, и на Великобританию, и на Эстонию, и на Сингапур, и на Австралию. Но, исходя из личных наблюдений, могу сказать, что чаще всего наши переезжают семьями в страны Восточной Европы. Им полностью оплачивают релокацию, и зачастую они там остаются. Но сейчас из-за кризиса коллеги стали возвращаться, говорят, что там все подорожало и на текущий момент удобнее жить в Кыргызстане. Но при этом они также продолжают работать на те же компании. Второе место, которое я могу выделить, — это Канада. Туда больше стремятся попасть семейные программисты, потому что там хорошее социальное сопровождение. Ну и те, кто еще не построили семьи или «чайлд фри», больше любят работать с Таиландом, Турцией, Бали.

    —Можно ли обучиться IT-специальности в наших университетах?

    — Я часто консультирую наши вузы по их программам обучения и могу сказать, что сейчас ситуация намного лучше, чем 3-4 года назад. Если тогда они отставали лет на 20, то сейчас —лет на 5-10. Поэтому из университетов, где молодежь может получить более или менее актуальные знания, могу выделить УЦА, АУЦА, МУЦА и турецкие университеты «Ала-Тоо» и «Манас». Как вы заметили, ни один из них не является государственным — это частные или международные университеты, которые успевают подстраивать программу, приближая ее к последним тенденциям в IT. Но опять же это не означает, что вы туда поступите и вас обучат программированию. Вам вначале надо будет изучить фундаментальные понятия, прежде чем перейти к освоению практических навыков.  

    — Значит, лучше пойти на специальные курсы и не терять попросту времени в вузе?

    — Как человеку, у которого два диплома, будет двулично отговаривать идти в университет. Я всегда советую, если у вас есть возможность пойти и получить фундаментальные знания по направлению инженерии или программирования в вузе, то идите однозначно. На курсах вам максимум дадут, к примеру, что такое JavaScript, Python, переменные и данные, но не будут обучать фундаментальным вещам. Это потому что шестимесячной программой невозможно охватить весь базовый курс информатики. Но при этом будьте готовы к тому, что вам все равно нужно будет доучиться на курсах. Или же у нас есть ребята, которые после школы сразу решаются идти на курсы, но мы их предупреждаем, чтобы они параллельно пополняли свои знания фундаментальной базой через профессиональную литературу, YouTube или дополнительные онлайн-курсы.


    Читать похожее