Опубликовано
30.08.2022, 11:00Национальный банк Кыргызстана активно использует ресурсы золотовалютных резервов. Статистика последних месяцев свидетельствует, что золотой фонд страны стал не только накопительным резервом, но и важным инструментом в поддержании финансовой стабильности в республике. Еще больше вопросов появляется из-за проданных в прошлом году 19 тонн из золотого запаса. «Акчабар» выяснял, откуда в резервах НБ КР появился столь внушительный запас и почему он не был отражен в официальной статистике.
Золотовалютные резервы можно назвать финансовой подушкой государства. Накопления состоят из высоколиквидных надежных активов — наличная иностранная валюта, ценные бумаги организаций с наивысшим кредитным рейтингом международных агентств, гособлигации, а также монетарное золото. Резервы хранятся на случай дестабилизации на финансовом рынке, чтобы в критической ситуации использовать эти средства.
В Кыргызстане золотовалютные резервы находятся под контролем Национального банка. Регулятор тщательно оберегает эти активы. Например, никто не знает, где находится хранилище золотого фонда страны или в какие иностранные валюты вкладывается регулятор. Защита этой информации необходима в первую очередь для безопасности республики.
При этом Национальный банк ежемесячно публикует общую информацию об объемах золотовалютных резервов. Также известно, что НБ КР тратит средства из резерва на такие нужды, как:
Сведения о золотых резервах государств, в том числе и Кыргызстана, отражены не только в официальной статистике, но и в данных Глобального совета по золоту.
Надо отметить, что данные Глобального фонда по золоту незначительно отличаются от сведений, представляемых НБ КР. Так, на запрос «Акчабар» Нацбанк КР от 11 апреля 2022 сообщил, что доля золота в структуре международных резервов составляет 23.9%. По данным Глобального совета, этот показатель на конец первого квартала 2022 года составлял 23.49%.
Также, как видно из графика выше, данные НБ КР и Глобального фонда почти полностью сопоставимы друг с другом по общим запасам золотовалютных резервов. Это достаточно четко свидетельствует, что и сведения Глобального совета по золоту по золотым запасам в Кыргызстане также отражают реальную картину.
На графике видно, что с 2000 и до 2012 года количество золота в хранилищах не менялось и составляло 2.58 тонны. Со второго квартала 2012 года постепенно золотовалютные резервы стали расти, достигнув в 2019 году своего пика в 14.39 тонны. Но уже в начале 2020 года впервые за историю наблюдений золотые резервы сократились до 11.81 тонны, правда во второй половине этого же года золотой запас был вновь пополнен и достиг исторического максимума — 16.77 тонны. В начале 2021 золотые резервы оскудели более чем в два раза, но к концу года их опять пополнили до 10.54 тонны. На конец второго квартала золотые резервы снизились до 10.19 тонны.
На примере золотых накоплений страны хорошо видно, как менялась стоимость золота. Так, стоимость резервов за 10 лет, с 2000 по 2010 год, выросла в пять раз — с $23 млн до $116.78, и это учитывая, что физический объем запасов не менялся. Данный график демонстрирует, что в долгосрочной перспективе золото является одним из надежных вложений. Именно поэтому все больше государств предпочитают накапливать золото на всякий случай, а не продавать его на внешних рынках.
Последние данные НБ КР свидетельствуют о том, что в 2021 году регулятор на внешнем рынке провел сделки с золотыми резервами на сумму $1.1 млрд. В физическом выражении было реализовано 19 тонн драгоценного металла. Однако, как видно из статистики Глобального совета по золоту, в резервах НБ КР никогда не имелось такого запаса.
Ответить на этот вопрос, о происхождении золота, не так просто, так как операции Национального банка на внешних рынках охраняются коммерческой тайной. Впрочем, обычно они не вызывали большого интереса общественности. Главным образом потому, что на протяжении долгих лет золотой запас либо не менялся в объеме, либо увеличивался, то есть сделок по продаже не было.
В 2020 году, когда впервые было зафиксировано снижение золотых запасов, в статистике Национального статистического комитета по экспорту не было отражено необычных операций. Тогда Кыргызстан продал более 18 тонн в Великобританию, которая традиционно покупала кыргызское монетарное золото.
О сделках Национального банка в 2021 году общественность узнала лишь спустя год — в августе 2022 года, когда в уточненной статистике по экспорту появилась информация об экспортной поставке аж 19 тонн золота на $1.1 млрд в «неизвестную страну». Позже выяснилось, что поставки могли идти в Швейцарию. По крайней мере эта страна, судя по их отчетам, действительно приобрела в прошлом году монетарное золото в КР на аналогичную сумму.
Но эта информация, как и пояснения Нацбанка, все равно не дает ответ на главный вопрос — откуда в резервах появилось 19 тонн золота на продажу?
Пытаясь прояснить ситуацию, НБ КР сообщил, что приобретает золото в ОАО «Кыргызалтын», которое в свою очередь на аффинажном заводе обрабатывает слитки из золота, добытого в Кыргызстане. В запасах НБ КР есть золото с разных рудников, в том числе и с Кумтора. Однако, как уверяет НБ КР, сделок на внешних рынках с золотом Кумтора они не проводят.
Что касается явного расхождения в цифрах по проданному объему, Нацбанк объяснил это технической ошибкой.
«С учетом корректировки данной ошибки остаток золота в составе золотовалютных резервов Национального банка на начало 2021 года составлял 16.77 тонны (539 259.61 тройских унций), пополнение составило 12.62 тонны, реализовано 19.2 тонны, остаток на конец 2021 года составил 10.19 тонны (327 706,05 тройских унций)», — уточнили в НБ КР.
НБ КР утверждает, что ошибка была допущена в августовских показателях. При этом в данных Глобального совета по золоту она вообще не заметна, так как международная организация фиксирует ежеквартальные сведения и часть операций по пополнению и опустошению фонда не фиксируется.
Исследуя же данные НБ КР, выходит, что в течение прошлого года резервы были пополнены на 9.5 тонны золота, а реализовано 16.01 тонны. То есть не хватаете еще 3.12 тонны, которые должны были сначала попасть в резерв, а потом их должны были продать.
Вероятно, именно эту недостачу НБ КР объясняет технической ошибкой, которая будет, по заверениям регулятора, устранена после обновления их бюллетеня.
Казалось бы, все встало на свои места и в золотом вопросе Нацбанка можно ставить точку. Беспокойство вызывает лишь одно, что сообщение об ошибке и намерении ее исправить появилось лишь спустя год и только после того, как в обществе поднялся шум из-за проданного золота.