Опубликовано
31.03.2021, 11:31Деятельность промышленности напрямую влияет на состояние экологии в Кыргызстане. Поэтому общественность время от времени требует от властей принимать конкретные меры по охране окружающей среды. Одним из таких примеров является Фонд развития природы, созданный по соглашению правительства КР с ЗАО «Кумтор Голд Компани». Фонд был создан в 2019 году, но в открытом доступе нет информации о природоохранных инициативах и проектах, реализованных при его поддержке.
Фонды нуждаются в серьезном финансировании. В Кыргызстане нет единой системы, чтобы направить финансовые средства государственного и частного секторов на природоохранные мероприятия. Существующая в стране практика развития новых инструментов инвестирования и финансирования во многом уступает спектру вариантов преумножения дохода, предлагаемых во многих других странах.
В Кыргызстане можно создать трастовый фонд, который мог бы полностью сконцентрироваться на решении экологических проблем и сохранении биоразнообразия. При условии обеспечения прозрачных механизмов управления этим институтом с привлечением в управляющие структуры представителей международных организаций такой фонд может стать мощным подспорьем государству в деле улучшения экологической ситуации в республике.
Трастовый фонд, созданный с использованием опыта и подходов других стран, может эффективно привлекать финансовые средства и реализовывать важнейшие экологические проекты.
Партнеры Кыргызстана по развитию, такие как ПРООН, ЮНЕП, ОСЭР и другие, имеют все возможности предложить Кыргызстану самые эффективные варианты структуры и путей развития фонда.
Например, Глобальная инициатива ПРООН по финансированию биоразнообразия (БИОФИН), которая реализуется почти в 40 странах, в том числе в Кыргызстане, может быстро обеспечить обмен мнениями с экспертами и специалистов соответствующих государственных ведомств практически любой страны мира.
В Мексике заработал Фонд по поддержке предпринимателей и стартапов, которые оказывают положительное влияние на сохранение экосистем в областях сельского хозяйства, рыболовства, туризма и лесного хозяйства. Финансирование получают компании, от которых зависит биоразнообразие региона. При этом проекты не должны негативно влиять на окружающую среду.
Центральной в создании такого фонда является роль государства, которое заинтересовано в эффективном финансировании природоохранных мероприятий. Доноры, среди которых есть и международные НКО, присоединятся к мобилизации ресурсов и усилий для улучшения экологической ситуации и сохранения биоразнообразия в стране, только если правительство страны станет инициатором такого шага.
Для первоначальной капитализации фонда необходимо выделение из государственного бюджета примерно $500 тысяч – стоимость двух особняков в пригороде Бишкека. При этом страна не потеряет эти деньги. Они будут израсходованы на природоохранные проекты здесь же – в Кыргызстане. Взамен у страны появится возможность привлечь грантовую внешнюю помощь на мероприятия, которые из-за отсутствия у страны средств не реализуются многие годы. На это требуются многие миллиарды сомов, которых у страны нет.
Трастовый фонд с правильно выстроенной работой может начать зарабатывать сам. Успешным примером может стать Бутан, куда было инвестирован $21 млн для учреждения фонда в 2017 году. С тех пор им удалось увеличить капитализацию почти в три раза, что обеспечило надежный и долгосрочный источник финансирования для проектов по охране природы страны, охраняемых районов и прилегающих общин и более эффективному управлению ими.
Принимая в счет уже реализованные проекты, остается дело за малым — правительство КР должно проявить политическую волю и создать институт, который действительно окажет влияние на сохранение экологии страны.