Опубликовано
25.08.2024, 13:15Власти Кыргызстана объявили войну спекулянтам. Финпол, милиция и даже депутаты чуть ли не ежедневно посещают рынки и гипермаркеты, выявляя торговцев зарабатывающих на всеобщей беде. Но это только одна сторона монеты.
Кыргызстан вместе со всем миром оказался в сложной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции. Одной из острых проблем, которую сегодня пытаются решить страны – это продовольственная безопасность. И тут столкнулись интересы бизнеса, который пытается выжить в новых условиях, и простых граждан. Правительство не задумываясь приняло позицию последних и стало жестко пресекать рост цен на продовольствие, не разбираясь чем он вызван – естественными процессами или искусственным завышением.
По словам экономиста Нургуль Акимовой, обвинительный тон не красит власть. Сейчас такое время, когда многие сектора испытывают стагнацию и даже остановку в некоторых сегментах.
«Нужно прежде всего иметь в виду, что розничная торговля – это налогоплательщики и за счет них содержатся многие государственные органы и поэтому не нужно их обвинять», – считает эксперт.
«Акчабар» поговорил с Нургуль Акимовой о том законны ли принятые государством меры по регулированию рыночных цен на продовольствие.
– Да, ведь – это ключевой игрок рынка. Просто в постсоветских странах к человеку, который зарабатывает на разнице цен относятся по-разному. В основном народ придает спекулянтам негативный окрас так как рост цен многих не устраивает.
В отношении к спекулянтам важно понимать, что они не создают направления рыночных движений, а только следуют им, попутно увеличивая объемы сделок в заданном направлении. Например, сейчас в условиях «закрытых дверей» они лишь удовлетворяют потребности высокого спроса.
Спекулянты – это те же инвесторы, только на очень короткий срок и с высоким уровнем доходности. Они могут играть как на росте, так и на падании рынка, в то время как инвесторы ожидают только повышения цен.
– Нет. Но в принципе функции антимонопольного инспектирования никто не отменял. Когда ставят задачу пресекать необоснованное завышение цен чаще всего забывают делать оговорку о том, что нарушать экосистему бизнеса нельзя.
Например, мы были свидетелями того, как мэр города Ош взял с собой сотрудников правоохранительных органов и обходил торговые точки. Это был провальный как политический, так и административный поступок. Есть законодательством установленный порядок. Надо быть, как минимум корректным при исполнении своих обязанностей.
Финпол, милиция – военизированные структуры, им сложно ставить задачи многофакторные. Если им сказать ловить они словят и им не суть важно кого они ловят, розничного продавца или производителя. Думаю, в данном случае есть проблемы с постановкой вопроса.
Правительству необходимо изменить алгоритмы работы чтобы и без того напуганный бизнес мог приносить пользу народу, не отнимать его мотивацию. Для того чтобы быть эффективным администратором бизнеса требуется правильная компетенция.
Бизнес сектор – это прежде всего партнеры и потенциальные доноры в обеспечении стабильности. С каждым разом нагрузка на медицинские учреждения растет. Все мероприятия требуют финансирования. И сегодня мы видим, что оно идет не только из республиканского бюджета. Предприниматели вносят свой вклад.
Государство в лице правительства почти на каждом шагу реализации своих задач зависит от партнерства. Но как при таком подходе или угрожающем тоне можно добиться успеха. Правительству следует работать с мотивациями, а не наказанием. Конечно напугать можно, но потом как убедить их рисковать и инвестировать в сектор. Нельзя переоценить потенциальные убытки, сейчас многие испытывают рыночное давление, курс девальвировал, темпы поставок и спроса стагнировали, участники почти всех секторов экономики в тонусе, некоторые вынуждены закрыться. Цель одна, помочь людям и это можно делать без агрессии.
– Сегодня многие рыночные законы нельзя трактовать и применять в качестве базы. Рост цен может быть в двух случаях. Если есть сговор и манипуляция информацией и тогда, когда спрос превышает предложение рынка. Предложение объективно по некоторым товарам может быть меньше так как поставки товаров существенно замедлились. Но и доходы населения тоже соразмерно уменьшились, думаю, поэтому пока нет основания думать о каких высоких ассиметричных пропорциях.
– Есть закон о защите прав потребителей и закон о защите прав предпринимателей. Я думаю госслужащие работают в рамках реализации норм законодательства.
Почти все страны имеют аналогичные законы. Поскольку концепции данных документов прежде всего обеспечивают безопасность и конкуренцию.