Опубликовано
12.04.2022, 12:07Только за три месяца этого года правоохранительными органами Кыргызстана зарегистрировано 577 фактов мошенничества, связанных с организацией финансовых пирамид и незаконным завладением чужим имуществом. Общий материальный ущерб от данных правонарушений составил 158.6 млн сомов. Об этом стало известно в ходе круглого стола в Бишкеке, где обсуждалась деятельность жилищных кооперативов в Кыргызстане.
Так, по словам следователя Следственной службы МВД Айбека Жетигенова, из озвученных сумм материального ущерба пострадавшим возмещено на текущий момент лишь 130 тысяч 450 сомов. Такой большой разрыв между суммами возмещенного и причиненного ущерба, как пояснил следователь, заключается в длительности судебных разбирательств.
«Разница в том, что деньги, которые получают в ходе незаконных действий, вкладываются в недвижимость или другие средства. Если в ходе следствия они признаются вещественными доказательствами, то на них налагается арест. В дальнейшем ими распоряжаются на основе судебного решения», — пояснил Жетигенов.
Вместе с тем следователь отметил, что решения суда ожидаются по 339 фактам, связанным с деятельностью финансовых пирамид и жилищных кооперативов. Также продолжают поступать новые заявления от потерпевших по аналогичным делам.
По прогнозам участников круглого стола, в ближайшие годы число пострадавших от деятельности организаций, называющих себя жилищными кооперативами, будет неуклонно расти, потому что кризис в их работе начинается по истечении двух лет, когда наступает большой кассовый разрыв.
Это, как объяснил эксперт в сфере финансов и строительства Айдин Данияров, происходит из-за того, что пайщики, получившие недвижимое имущество, будучи в составе кооператива, в течение первых двух лет не производят своевременные выплаты по своим обязательствам.
«Допустим, если пайщик приобрел недвижимость на 1 млн сомов, то он, скажем примерно, должен оплачивать ежемесячно по 10 тысяч сомов. Если он не оплатит вовремя, а таких будет много, то тут наступает кассовый разрыв. Тогда учредитель не может реализовать планы ожидающих своей очереди на приобретение жилья пайщиков, и у кооператива наступает кризис», — говорит Данияров.
Помимо этого, росту числа пострадавших заявителей, по мнению участников обсуждения, служит также отсутствие регулятивной системы за деятельностью жилищных кооперативов. В настоящее время, по словам начальника управления надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями Национального банка Эрлана Абдраимова, на рынке участилась регистрация подобных организаций, которые ведут свою деятельность с нарушениями целого ряда законов.
«Принцип деятельности жилищных кооперативов заключается в ясности и прозрачности. Сегодня участники даже не знают правил кооперативов. К примеру, то, что они могут избирать руководителей кооперативов согласно внутренним уставным нормам. Но на текущий момент большинство кооперативов представляют себя как отдельное юридическое лицо, которое возглавляет генеральный директор, являющийся по совместительству учредителем. В этой связи Национальным банком неоднократно отмечались большие риски в их деятельности, потому что отсутствует информация о финансовых данных, нет доступа к уставу и организационной структуре. Ввиду ограниченности своих полномочий мы неоднократно обращались в правоохранительные органы для дачи юридической оценки их деятельности. На текущий момент продолжаем взаимодействовать в этом направлении», — изложил представитель Нацбанка.
Таким образом, в Кыргызстане действующие жилищные кооперативы ведут свою деятельность по принципу финансовой пирамиды, из-за чего растет число пострадавших пайщиков. Из открытых источников известно, что настоящий кооператив отличается от финансовой пирамиды следующими критериями:
Осуществлять деятельность кооперативам позволяет Закон КР «О кооперативах», где не указан орган или структура, которые могли бы осуществлять надзор над ними.
«Само понятие кооператив означает саморегулирование, и имеющиеся пробелы в законодательстве могут использоваться в незаконном русле. На текущий момент позиция Национального банка была выражена правительству о необходимости внесения изменений в законодательство и определить госорган, который будет осуществлять надзор за отдельными видами кооперативов», — разъяснил начальник управления надзора за небанковскими финансово-кредитными организациями Национального банка Эрлан Абдраимов.
В качестве регулируемой законом альтернативы для организаций, занимающихся обеспечением недвижимостью, по мнению представителя Нацбанка, могла бы стать жилищно-сберегательная компания. В Кыргызстане финансовым регулятором создана нормативно-правовая база для таких организаций, а их деятельность попадает под контроль регулятора.
«Альтернатива на случай необходимости добросовестной деятельности есть. Это такой же финансовый институт, который имеет разрешение на ряд финансовых операций, которые даны ему Нацбанком. На текущий момент ни один жилищный кооператив не обратился с заявлением поменять свой род деятельности на жилищно-сберегательную компанию», — сообщил Абдраимов.
Он пояснил, что жилищным кооперативам, желающим вести свою деятельность по альтернативному пути, необходимо пройти все процедуры регистрации как акционерное общество и иметь уставной капитал в размере 100 млн сомов.
Эксперты круглого стола отмечают, что народ попадается на уловки жилищных кооперативов по большей части из-за низкого уровня финансовой грамотности. Также немаловажную роль играет реклама из уст звезд шоу-бизнеса, которые вызывают эмпатию и доверие. Были факты, когда с заявлением в правоохранительные органы обращались юридически подкованные и финансово грамотные люди по причине психологического влияния работников кооперативов. Также на их решения влияет сложность процедур по получению ипотеки в коммерческих банках и по государственной программе, где нужно доказывать свою платежеспособность.
С этого ракурса, по мнению участников обсуждения, жилищный кооператив представляется хорошей возможностью для приобретения собственного жилья. По этой причине, чтобы не стать жертвой их деятельности, эксперты советуют фиксировать все финансовые операции, совершенные в их адрес, собирать надлежащие чеки о совершении каких-либо платежей и записывать разговоры с представителями кооператива, чтобы в случае неблагоприятного исхода можно было бы отстоять и защитить свои права.