Опубликовано
03.02.2023, 07:07Руководитель негосударственной судебно-экспертной организации «Экспертно-консультативный центр» Толкун Бекбулатова рассказала «Акчабару», как независимая судебная экспертиза помогает бизнесменам в разрешении конфликтов с государством.
— После развала СССР и появления частной собственности темпы экономических правоотношений в нашей республике стремительно возросли. Вместе с этим выросло и число споров, вызванных с активизацией бизнес-процессов. Поэтому, на мой взгляд, специальные знания судебных экспертов необходимы представителям предпринимательского сообщества в экономических, гражданских и уголовных процессах, начиная от исчисления нанесенного ущерба, мошенничества, заканчивая отмыванием нелегальных доходов или вопросами законности распределения прибыли. Кроме того, на сегодня устрашающим для бизнеса являются проверки надзорных органов. Порой предприниматели бывают бессильны против этих органов, поскольку в споре с ними нужны специальные знания, нужен какой-то независимый арбитр между государством и предпринимателем. Мы [судебные эксперты] как раз и являемся одним из инструментов, который может встать на защиту предпринимателей, на защиту их собственности. В частности, предприниматели могут обращаться в организации, занимающиеся судебной экспертизой для получения объективной оценки и расчетов при начислении и доначислении налоговых платежей. Это может послужить для них колоссальным аргументом при споре с надзорными, контролирующими, проверяющими государственными органами.
— Нет. Требования, предъявляемые к организациям и экспертам, работающим в государственных и негосударственных организациях, едины. У них идентичные компетенции. Каждый эксперт проходит сертификацию на соответствие квалификации в проведении тех или иных видов экспертиз в уполномоченном органе — Государственной судебной экспертной службе при Министерстве юстиции.
— Мы проводим следующие экспертизы: экономическую, бухгалтерскую, строительно-техническую, почерковедческую, техническую экспертизу документов, лингвистическую экспертизу, психиатрическую экспертизу, психологическую экспертизу, фоноскопическую экспертизу, компьютерно-техническую экспертизу.
— На самом деле экспертиза часто необходима и застройщикам, и их клиентам. Просто им требуются разные виды экспертной оценки. Представителей строительного бизнеса интересуют вопросы распределения долевого участия между учредителями. При этом мы также проводим экспертизу и для потребителей — на качество строящихся объектов. К сожалению, в большинстве наши потребители покупают кота в мешке. Хотя есть возможность проверки на соответствие строительным нормам, качества используемых материалов, начиная от металлоконструкций, заканчивая цементом и песком.
— На любом этапе, но, на мой взгляд, лучше получить экспертную оценку в досудебном порядке. Она поможет разобраться, существует ли причина конфликта как таковая и каковы перспективы судебных разбирательств. В досудебном порядке мы даем заключение специалиста, которое может рассматриваться как аргумент для возбуждения гражданского или уголовного дела.
— На самом деле это очень действенный способ разобраться в том, что происходит, установить, были ли нарушения, насколько правомерны те или иные шаги руководителей или собственников. Например, в 2022 году к нам обратились учредители компании, специализирующейся на производстве рекламы. Владельцы заподозрили управленцев в том, что они, получая значительный доход от рекламы, пытались скрыть эти деньги. В частности, при распределении дивидендов указывались совершенно другие цифры, чем были на самом деле. Мы провели экспертизу и на основе анализа всех налоговых отчислений, кассовых операций установили, что сокрытие доходов, действительно, было. На основании этого заключения учредители смогли в судебном порядке истребовать скрытые средства.
— Существенно. Заключение судебного эксперта является процессуальным документом, который на любом этапе, как досудебного, так и судебного разбирательства, приобщается к материалам дела. Если суд либо следователь отклоняет это ходатайство, то ему нужны веские основания, которые он должен представить в письменной форме. Но, как правило, они идут на это в исключительных случаях.